Галина Бедненко

Возрождение и идеология скандинавского неоязычества

Конец язычества

Когда исчез последний крупный языческий храм Скандинавии в Упсале достоверно неизвестно. Пара христианских епископов, Адальвард и Эгино, собирались его разрушить и сжечь еще в 1060 году, но тогдашний шведский король Стенкиль их отговорил. Но идея, как говорится, витала в воздухе. Повсеместно христианство становилось официальной религией, а в языческих богов люди верили лишь тайно. Подобная ситуация происходила во всех странах, переходящих в христианство, потому в этом нет ничего удивительного. Ошибочно было бы считать, что языческая вера могла в таком случае сохраниться и дойти до наших дней в "исконном" виде. Даже не учитывая того, что реформирование любой религии это обычный этап ее существования, в лучшем случае языческие верования сохраняются в виде суеверий и элементов т. н. низшей мифологии ( в Скандинавии это представления о троллях, великанах, эльфах и оборотнях).

Письменное наследие исландцев, донесшее до нас мифы скандинавов, принадлежало уже не языческой, а христианской эпохе. Исландцам, потомкам переселенцев, было необходимо найти и утвердить свои корни в этом мире. И мифы стали культурным наследием народа, а не "заветом Старой Веры". А языческая религия была забыта и похоронена на долгое время. Языческая магия оказалась более живучей и существовала какое-то время, сплетаясь с христианизированной магией Средневековья. Однако широкого распространения по всей Европе, как классическая церемониальная магия с вызыванием демонов, например - не получила. И те или иные интересы ученых-гуманитариев, даже слывших чернокнижниками, к истории родной страны нельзя считать интересом и возрождением языческих традиций.

Германское Возрождение 19 века

Девятнадцатый век - время расцвета не только романтизма, но и народнических движений. Особенное значение возрождение "народной культуры" имело для Германии, страны, объединенной Бисмарком лишь в 1871 году, под громким названием Германской империи.

Германское мифологическое Возрождение началось с "академических романтиков", братьев Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм, исследовали древнюю историю Германии и доказывали, что германский мир вполне сопоставим по культурной значимости с греко-римским миром античности. (Надо сказать, что ни одна страна и ни один народ не был так помешан на античной культуре, как немцы того времени.) Потому, братья Гримм были своего рода революционерами в филологии и тогда еще не определяемой антропологии, изучая не греко-римлян, а своих предков - германцев. Якоб Гримм впервые опубликовал свою "Немецкую мифологию" в 1844 году, но еще в 1816 -1818 гг. братья вдвоем собрали и издали свои знаменитые "Волшебные сказки".

Эта фаза германского народничества характеризовалась романтической тоской людей культурных и образованных по утраченным ценностям древности. Идеалом героя для утонченных мыслителей - народников стал Зигфрид из "Песни о Нибелунгах" (Сигурд из "Саги о Вёльсунгах") . В древних германцах видели идеал равновесия духа и тела, в германской патриархальной общине - идеал мироустройства общества. Поскольку с точки зрения здравого смысла эти идеи были далеки от совершенства, наибольший эффект производили навеянные все тем же духом германского национального возрождения плоды творчества совершенно иного порядка. Это музыкальные произведения Рихарда Вагнера, его цикл опер на цикл "Песнь о Нибелунгах": "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Сумерки Богов".

Конечно это не было осмысленным возрождением язычества. Но, вместе с непонятым тогда Ницше, это было культурной революцией в сфере человеческого духа. И Ницше, и Вагнера современники считали безумцами. Однако именно они являлись "одиническими" фигурами своего времени. Так в Германии вновь появился не культ, но дух Водана.

А германские народники во время этих бурных событий методично шли своим путем.

Немецкое народничество и пангерманизм

В XIX веке для немцев термин "volk" означал не просто свой буквальный перевод - "народ"; он означал некое национальное единство, одушевляемое жизненной силой и общей творческой энергией. Предполагалось, что эти метафизические качества определяют уникальный культурный статус немецкого народа. Идеологическую окраску слово получило по двум причинам: во-первых, из-за крайне медленного объединения Германии, но глубокого ощущения единства немецкого народа; во-вторых, это было связано с романтическим и максималистским восприятием тогдашней действительности.

Германия и Австро-Венгрия (где жило много немцев) сильно отставали в развитии от других западных стран. Капиталистические отношения воспринимались насилием по отношению к людям, все еще связывавшим себя с традиционным, сельским укладом. Многие презирали все новое, а растущие города и соответствующая инфраструктура разрушали сложившиеся людские сообщества и лишали людей чувства безопасности мира. Потому естественной была ностальгия по "добрым старым временам", пусть даже времен древних тевтонцев, которые жили в лесах и временами наводили страх на Римскую империю.

Создавались общества (Лиги), целью которых было сохранение немецкой культуры и укрепление немецкой идентичности. Пангерманизм (идея единства всех немцев на свете и возможность создания единого германского государства, включающего их всех) был более политичен, он больше приспосабливался к меняющимся условиям. Он возник как символ веры маленького немецкого сообщества в Австрии, отказавшегося признать неизменным отделение ее от остальной Германии в 1866 г.

К концу 19 века множество народных "кружков" (ферейнов) действовали в провинциях и в Вене. Они занимались исследованием и ритуализацией событий и символов немецкой истории, литературы и мифологии; и совмещали такие формы общественной жизни как хоровое пение, гимнастика, спорт, восхождение на горы с национальными ритуалами. В 1886 Союз ферейнов был основан в Зальцбурге Антоном Лангтаснером. Ферейн, входящий в Союз, должен был участвовать в немецких фестивалях, установленных специальным немецким календарем и "невзирая на классы" переживать чувство общности немецкой нации. Социальной базой движению служила провинциальная интеллигенция и молодежь.

Ариософия

Ариософы (арии = "индо-европейцы" + софия = "мудрость"), начавшие свою деятельность в Вене незадолго до Первой мировой войны соединили народнический немецкий национализм и расизм с эзотерическими идеями, которые позаимствовали из книг и учения Елены Петровны Блаватской - основоположницы теософии (тео = "бог" + софия = "мудрость"). На основе теософских постулатах о мировых эпохах с господствой той или иной расы (лемурийцы, атланты и др.) предсказывалась и оправдывалась грядущая эра немецкого мирового порядка.

Ариософы описывали доисторический золотой век, в котором мудрые хранители знания толкуют оккультно-расовые учения и управляют расово-чистым обществом. Они же утверждали, что в современной им жизни существует враждебный заговор антигерманских сил (таковыми считались все неарийские расы, иудеи и местами христианская Церковь). Для противостояния современному миру ариософы основывали множество тайных религиозных обществ, посвященных возрождению утраченного эзотерического знания и расовых достоинств древних германцев, созданию новой всегерманской империи.

Гвидо фон Лист

Гвидо фон Лист был и остался самой известной фигурой среди ариософов. (Его современная популярность базируется на "найденной" им рунической "арманической" системе.) Он был популярным автором и своего времени, соединив народническую идеологию с оккультизмом и теософией. Его читатели и последователи относились к нему как к умудренному патриарху, мистическому гуру немецкого национализма. (Стоит ли говорить, что он был уроженцем Вены, города немцев, оторванных от Германии.)

В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах родины, ее фольклоре и археологии сохранившиеся следы великолепного теократического арийско-германского государства, возглавляемого королями-священниками и посвященными. Он также занимался каббалой (в рамках европейского оккультизма), астрологией и претендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что имели власть в старом арийском мире. Он прививал своим последователям обычай праздновать летнее солнцестояние, что по тем временам было большим чудачеством и праздновал 1500 годовщину победы германцев над римлянами.

Журналистика не была единственным средством, каким Лист поддерживал пангерманизм, он был известен также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893 он прочитал лекцию для ферейна "Немецкий дух" о служителях культа Вотана. В 1894 году состоялась премьера мифологической пьесы Листа "Вала пробуждается" ("вёльва" в привычном звучании). Фестиваль, на котором происходило действо, предназначался исключительно для националистов и на входных билетах можно было прочитать: "для евреев недействителен". Забавным кажется то, что изучая каббалу, Лист был антисемитом - но это правда, и из песенки слов не выкинешь. Были у Листа и другие пьесы, восторженно встречавшиеся поклонниками.

В 1902 году Лист перенес операцию по удалению катаракты и оставался слеп на протяжении одиннадцати месяцев. Тогда он, видимо, отождествив себя с одноглазым Одином, висевшим на ясене Иггдрасиль, чтобы получить тайное знание рун, также придумал и составил свою концепцию германских прото-рун. (Эта система, известная как "арманическая" успешно существует до сих пор.) В апреле 1903 он отправил манускрипт об арийском протоязыке в Имперскую Академию Наук в Вене. Академия вернула манускрипт без комментариев, но этот небольшой труд разрастался в последующие десятилетия и превратился в результате в главный труд жизни фон Листа.

Лист первым связал рунический алфавит с текстом Одина в "Речах Высокого". Лист сопроводил каждый стих песни особой руной, присовокупив также ее оккультный смысл и окончательную формулу заклинания. Только к каждому четверостишью он предполагал руну своего, арманического ряда, а вовсе не Старшего Футарка. Предполагалось, что эти оккультные смыслы и формулы составляют основное содержание вновь открытой им религии вотанизма. Ее классические лозунги: "Познав себя, ты познаешь мир!"; "Заключи в себе мир и ты станешь творцом универсума!"; "Не бойся смерти, она не может убить тебя! "; "Твоя жизнь в руках Бога, доверься ему!"; "Брак - корень арийской расы!" "Человек одно с Богом!" и др.

Вотанизм Листа предполагал реинкарнацию, как условие существования человека в мире. Законы всего существующего мира говорили ему о сокровенном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе как проявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единого космоса и потому был вынужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой.

Кроме этих последних, реальных и к сожалению предвосхитивших свое время идей, у Листа было много идей эзотерических и абсурдных, вроде количественного соотношения между нумерологией "Речей Гримнира" Старшей Эдды и числом лет в Калиюге.

По представлениям Листа идеальное (естественно, древнегерманское) общество состояло из рядовых членов и королей-священников. Власть последних основывалась исключительно на их мудрости. А мудрость состояла в знании "германской теософии". Знание, даваемое посвященным было двух уровней. Вотанизм был религией всех, популярным изложением мифов и притч предназначенных для низших кругов общества, арманизм же предполагал тайные знания, и в саму структуру Арманеншафт входили лишь избранные.

Безусловно, идея некоей организации посвященных, руководящих общей политикой общества, позаимствована у масонов и поздних розенкрейцеров. Даже элита священнослужителей у Листа разделялась на три ранга в соответствии с рангами иерархии масонских лож: ученики - неофиты, братья и мастера масоны. Лист уверял, что общество Арманеншафт подвергнувшееся преследованиям в древней Германии, выжило до настоящего времени лишь в силу того, что его таинства тщательно оберегались в обществах розенкрейцеров и франкмасонов, рыцарскими орденами и учеными магами средневековья, превзошедшими все герметические науки. (В той или иной степени этим смешным сейчас идеям вторит наш современник Эдред Торссон.)

2 марта 1908 года было официально провозглашено Общество Листа. В 1911 году Лист создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа, обозначенный буквами НАО (Hoher Armanen-Orden). Даже в организованном самим собою обществе он не смог отказаться от идеи превосходства одних участников над другими. И тут следует специально отметить, что любое деление общества на круг профанов и круг посвященных является метафорой отношений отцов - всезнающих и всемогущих и детей - подчиняющихся и глядящих на родителей (в данном случае - на отца) с восторгом. Это теория "правильного порядка вещей" 19 века, до-фрейдовской эпохи в истории человеческой мысли. В 20 веке, особенно во второй его половине, все поменяется. [1]

Карл - Густав Юнг

Известный врач-психоаналитик и владыка умов Карл-Густав Юнг внес существенный вклад в возрождение языческих богов внутри самих людей. Он жил в Швейцарии и говорил на немецком языке, потому не мог быть оторванным от немецкой культуры второй половины 19 - начала 20 века. Немецкая молодежь могла тогда казаться немного помешанной: группы людей исхаживали пешком всю страну, распевали народные песни, носили флаги и вымпелы со свастикой и руническим кругом Арманен, проповедовали нудизм и вегетарианство, танцевали вокруг костров в день летнего солнцестояния, восхваляя солнце. Основным лозунгом этих людей было "Кровь и Почва". Для того, чтобы восстановить подлинную культуру, "изначальную почву души", необходимо было вырваться из "железной клетки иудео-христианской цивилизации". Надо было восстановить в себе древнего человека и вернуть себя к силам сладостного арийского прошлого.

А Юнг делал тоже самое, только на академическом, психоаналитическом поприще. Он узнавал древних богов в образах своих снов и снов своих пациентов, у него были видения и он общался с наставниками нечеловеческого происхождения, сам строил себе башню из камней и учил практикам "активного воображения", сходным с классическими оккультными техниками того времени. Вместе с тем, он был и остался "ученым мужем и старцем", авторитетом психологической науки.

Его главная заслуга перед неоязычеством - это введение понятия архетипов в широкий оборот. Он понял, что боги существуют внутри нас в виде образов или сценариев - архетипов, которые могут активизироваться вдруг или быть активизированы самим человеком с помощью тех или иных действий. Но архетипы - это часть как индивидуального, так и коллективного бессознательного. Они могут овладеть душой не только отдельного человека, но и всего народа, части мира. И Юнг видел, что в Германии с приходом Гитлера возрождается дух Водана. Впрочем, понять, что принесет бог безумия и битвы Юнг, однако, смог не сразу.

Мистические кружки первой половины 20 века

После Первой Мировой войны Германия находилась в упадке, как экономическом, так и в упадке духа. Естественно, это стало временем наиболее благоприятным для сторонников и последователей Гвидо фон Листа и его мистического национализма. Они нашли себе многочисленную аудиторию. Эллегаард Эллербек, например, начал резкую антиреспубликанскую кампанию. Он поносил союзников, осуждал материализм и превозносил немцев до божественного статуса. Он описывал тонкую ауру, сопутствующую каждой из европейских наций и духовный характер каждой. И обращался к своим согражданам: "Да знаете ли вы, что вы - боги?" Эллербек читал лекции по всей Германии и провозглашал немцев наследниками крови древних языческих богов.

Ариософское движение расцвело в Германии в конце 20-х и в 30-е годы. Большей частью представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением. 29 ноября 1925 года было основано Общество Эдды. Члены Общества были по преимуществу писателями и они приняли участие в эклектической реконструкции арийской религии. Так Вернер фон Бюлов (1870-1947), Великий Мастер Общества, создал "мировые рунические часы", которые показывали магическую атрибутацию восемнадцати рун арманического ряда к цветам, зодиакальным знакам, и триединству "рождения- бытия - смерти". Другие члены Общества Эдды, Мартин Брюкер и Альберт Марк - автор эзотерической книги о германском национализме - работали над понятием прото-языка и принципом параллакса.

Также туда входили Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческой религии и текстов об Эдде; Карл Рейнгольд Петтер, президент панарийской лиги в Данциге; и Матильда фон Кемниц, плодовитая "народническая" писательница, возглавившая движение Людендорф, после того как в сентябре 1926 вышла замуж за генерала Людендорфа. Общество Эдды издавало журнал Hag All All Hag (позже просто Hagal) и издавался вплоть до 1939 года. Хотя в 1933 в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его исследований оставались прежними. Журнал Hag All All Hag занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников, геральдикой, астрологией, геомантикой и сакральной географией. Политические же события старались объяснить высшими космическими законами, советуя читателя подчиняться интересам большинства.

Существовали и отдельные личности, занимавшиеся рунами арманического ряда, и совершенно не интересовавшиеся политикой. Фридрих Бернхард Марби (1882-1966) основал мистическую школу оккультизма рун. Там занимались большей частью изучением использования рун для лечения болезней, рунической гимнастикой, мудрами и медитациями. Своего рода это была руническая йога. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в кратерах, на горах или холмах и недалеко от воды. В 1936 году он был осужден Третьим Рейхом как "антинацистский оккультист" и отправлен в концентрационный лагерь Вельзхайм. Он оставался в концлагерях Флоссенбург и Дахау до 1945 года, когда его освободили союзники. Все эти испытания не сломили рунолога - он продолжал свои исследования, писал книги и издавал периодический журнал вплоть до 3 декабря 1966 года, когда умер.

Известен еще один практический рунолог того времени Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899). В 1927 году он основал школу "Руна" в Дрездене и сотрудничал с ариософской летней школой братьев Рихтеров в Баренштайне в 1932 году. Он соединял традиции классической церемониальной магии и современной ему рунологии. Куммер, как и Марби, были осужден нацистами "за дискредитацию и осмеяние священного Арийского Наследства".

В отличие от аполитичных оккультистов - рунологов существовали и кружки специалистов, которые принимали участие в разработке символов и ритуалов СС (это становится очевидным при изучении эмблем соответствующих частей и подразделений) и были любимцами Гиммлера.

Послевоенная судьба "германской духовности"

В конце Второй Мировой войны материалистический коммунизм и не менее материалистический капитализм раздавили все ростки агрессивной "германской духовности". Все, чем занимались, кроме ведения войны и обустройства концлагерей, нацисты подверглось осуждению и негласному замалчиванию, как заляпанное кровью. В первое время к этому отнесли абсолютно все, касающееся геополитического мистицизма, евгеники (которая так и не возродилась) и, конечно, германского неоязычества.

Политкорректный гражданин США Эдред Торссон мягко сообщает: "Двадцатый век показал нам, что германский символизм можно применить не только в освободительных целях, но и для разрушения и порабощения. Это не имеет ничего общего с настоящей практикой Северного Пути, но при этом демонстрирует, какая заключена в нем сила". Торссон говорит об использовании неоязыческой идеологии нацистами как упоминают о близком родственнике - мафиози-уголовнике: не называя имен, формально осуждая, и втайне гордясь.

Э. Торссон по сути является потомком-продолжателем идеалистов - народников. Если те видели в общественном устройстве древних германцев идеал общинного "некапиталистического" общества, то Торссон видит в них идеал "американского индивидуализма": "Древние тевтоны были свободолюбивыми индивидуалистами и ничего не имели общего с тоталитаризмом и коллективизмом". Тоталитаризма тогда действительно в современном смысле слова не существовало, но вот жизнь "свободолюбивого индивидуалиста" в древнегерманской общине, когда человек всегда принадлежит роду, семье, братству, племени, причем одновременно, представить сложно. (Возможность проявлять свою яркую индивидуальность дало лишь современное неоязычество.) Потому, можно сделать вывод, что идеи "особой германской духовности", совмещенные с идеалистическим и исторически неправомерным представлением о "райской жизни" древнего германца живучи и по сей день.

Новое пришествие язычества

Как уже было сказано, выжившие в концлагерях рунологи продолжали трудиться и кропать свои труды и после войны, по-прежнему не обращая внимания на существующую политическую идеологию. Но интерес к древним верам и религиям старой Европы, даже Америки и Африки, уже растет сам по себе. В Англии поднимают головы ведьмовские кружки и там наконец запрещают закон, наказывающий за колдовство. Кроули давным-давно работает с архетипами египетских богов и предрекает Новый Эон. Юнг по-прежнему учит людей видеть богов в своих снах по ту и эту сторону океана. Афро-бразильские и афро-американские религии (вуду, умбанда, кандомбле и др.) прочно связали африканское и индейское язычество с образами католических святых. Появляются первые викканские языческие общины, ориентированные, главным образом, на первобытную веру в Великую Мать и ее супруга - короля. Появляется церемониальное религиозное язычество.

Во всей этой сумбурной и полной пылкого энтузиазма деятельности германские язычники оказываются не единственными, а одними из многих. Новой чертой этого времени является отщепленность "германской духовности" от собственно Германии. Например в 1950 году мало кому известный австралийский(!) одинист А. Руд Миллз выпускает серию книг в надежде возродить древнюю веру. Германское язычество возрождается везде, где языческие общины возникают вообще. Так они более распространены в англо-говорящих странах, чем в романских. В романских, католических странах нет такой потребности в возрождении древних архетипов и церемониальных занятиях - католичество вкупе с оставшимся этническим колдовством дает это в полной мере. Так можно сказать, что язычество возрождается большей частью в протестантских странах - обедненных красивой церемониальной религией и в свое время изрядно избавлявшихся от ведьм и колдунов. Сейчас пришло время компенсации.

Современные тенденции

Общей тенденцией современной западной цивилизации является ощущение индивидуальности "человека толпы". Каждый имеет значение и каждый может (ну, вероятно, сможет) все, что угодно. Отсюда все эти многочисленные фильмы про отставных спецназовцев, спасающих мир и домохозяек, переквалицировавшихся во спецназовцев, даже не говоря о школьниках, успешно сражающихся с инопланетными чудиками.

Примерно та же ситуация происходит и в нью-эйджевом мире духовных теорий и практик. Каждая женщина может стать ведьмой, стоит только изучить соответствующий справочник или учебник. Любой человек может научиться автоматическому письму и предсказывать будущее по хрустальному шару. Городские шаманы встречаются под каждым девятым кустом. Классический оккультизм с его тайными орденами и кружками почти целиком раздавлен огромной массой неофитов-волшебников.

При этом воззрения эклектичны и никак не согласуются с местом рождения и проживания, нацией или расой человека. Белые американцы и современные петербуржцы владеют вуду, египетские маги вызывают кельтского Цернунноса, в Тель-Авиве тайно создан скандинавский хирд (полу-военная языческая община).

Каждый сам себе викинг, маг и сексуальный практик. Авторитеты уже практически не имеют значения. Известность приобретается только написанием и изданием книг (при этом неважно, кто первым написал изданный вами текст, важно, что он выходит под Вашим именем). Публика еще покупает книги, но требует бесплатных курсов обучения. "А что, курсы платные? - спрашивает мамаша с тремя детьми и бородатым мужем, - Ну тогда уж мы сами как-нибудь".

Люди пропагандируют "собственное учение" и легко находят себе немногочисленные группы последователей. Барышня, походившая два дня слушательницей на рунический семинар, через пару месяцев открывает собственную руническую рассылку в Интернете, превращая ее в фан-клуб, дублируя и перевирая услышанное на семинаре, и объясняет это "собственным видением". Руны теперь трактуются в соответствии с собственным жизненным опытом и нелегкой женской судьбой. Делается это пространно, с выведением житейских доктрин, туманных метафор и афоризмов.

На этой волне поднялся Ральф Блюм, придумавший Пустую руну дополнительно к Старшему футарку. (Представьте как занимательно она смотрелась в ряду других рун - как любое пустое место.) И Лиза Пешель, считающая, что руны викингов нужны лишь для того, чтобы узнать с каким кавалером дама столкнется сегодня в супермаркете и что поспособствует ее будущему замужеству.

В нашей стране наибольший интерес вызывает оперативная магия рун. Однако книг не компилирующих и не дублирующих друг друга или Ральфа Блюма от отечественных авторов, к сожалению, пока не появлялось. Единственным достойным автором можно считать представителя романтического крыла рунологов Антона Платова, чьи книги читаются почти как фэнтэзи.

Асатру

Асатру - современная языческая религия скандинавского толка. Первые общины Асатру были созданы в 1970-х гг. как в Исландии, так и в США. В Исландии на настоящий момент Асатру признана одной из государственных религий, в Америке же это лишь одна из множества религий мелких неоязыческих общин.

1980-е годы - время более или менее спонтанного образования локальных языческих общин и кружков изучения рунической магии. В 1980 году Эдред Торссон основал "Рунную Гильдию" ("Rune-Gild"), специализирующуюся на изучении рун Старшего и Младшего Футарков. Там же, и примерно тогда же, в США была собрана община "Обряд Одина" ("The Odinic Rite"), которая принадлежит к англо-саксонской ветви древнегерманских верований.

В 1990-е гг. мелкие общины стараются объединить в союзы и как-то унифицировать свою веру и практики. В 1994 возникает "Asatru Folk Assembly". В 1995 году Эдред Торссон и Джеймс Чизхольм основывают организацию "Вера" ("The Troth"). Базовые идеи и ритуалы Асатру по версии "The Troth" изложены в книге Эдреда Торссона "A Book of Troth" (Llewellyn, 1989), опубликованной в настоящее время в Интернете по адресу http://www.thetroth.org. Организация Эдреда Торссона "Кольцо Трота" официально зарегистрирована в США как "церковь". Одновременно с этим несколько небольших общин объединяются в "Союз Асатру" ("AA" - Asatru Alliance), более консервативный по своим взглядам нежели "The Troth".

Общей тенденцией остается наибольшая распространенность скандинавского неоязычества, соответственно, в скандинавских странах и в США. Там многоцветное и экстатическое неоязычество компенсирует спокойствие и уравновешенность протестантских обрядов .

[1] Именно Фрейд "расколол" Эдипов комплекс (зависть к отцу и желание занять его место) у людей того, своего времени.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу