Галина Бедненко

Оборотни и ожившие мертвецы

Смена облика, своего или чужого, более всего остального ассоциируется с колдовскими способностями. (Вспомним классическое "превращение в лягушку".) Упоминания о смене облика колдуньями или шаманами встречаются как в мифологических, так и в исторических сагах.

Смена человеческого облика

Безусловно, смена человеческого облика с одного на другой это большей частью, сказочный мотив. Однако, он обычно имеет свой житейский смысл. Сигню в "Саге о Вёльсунгах", будучи в неудачном браке с Сиггейром - конунгом, меняется обличьем с колдуньей. Колдунья остается с конунгом в качестве жены (в саге ехидно подмечается, что конунг и не заметил подмены). А Сигню отправляется к своему брату, тоже в пригожем обличье той колдуньи. В этом облике Сигню делит ложе со своим братом - близнецом. От этого у нее рождается сын Синфьотли. Вполне правдоподобный сюжет, если учесть, что женщины могли переодеться и постараться изменить голос, а ночью мужчины не узнали их наощупь. Эта история не вполне "колдовская", потому что могла быть нужна для объяснения кровосмешения между родным братом и сестрой. Мотив превращения женщины по сговору с колдуньей снимает всю вину с мужчины, что, вероятно, и требовалось. Так это объяснение очень похоже на подобные "семейные мифы", обычно скрывающие какую-то вину и тайну.

Обращение в кита

Датский конунг Харальд, сын Горма, в отместку за хулительные стихи против себя и своего помощника Биргира (в которых их обвиняли в мужеложстве и трусости) решил напасть на Исландию. Будучи христианином он, тем не менее, обратился к помощи колдуна. Так рассказывает об этом "Сага об Олаве сыне Трюггви". Колдун отправился к Исландии в обличье кита. Но увидел, что все ее берега полны духами страны, охраняющими ее. Увидел он дракона, огромную птицу, быка и великана с палицей в руке. Когда он вернулся, то рассказал об этом Харальду, и конунг датчан повернул назад в Данию.

Здесь, понятно, вряд ли речь идет о непосредственном оборотничестве (как в сказке). Очевидно, использовалось своего рода шаманское путешествие как при помощи кита - союзника, так и отождествившись с ним. Также фюльгья того шамана могла быть или становиться китом. Заметим, что кит был могучим и излюбленным животным колдунов тех мест и времен.

Обращение в тюленя

В "Саге о людях из Лаксдаля" корабль налетел на подводный камень, но не разбился и люди не потерпели крушения. Они не смогли оттолкнуть корабль обратно и им пришлось ждать прилива. Тут они заметили большого тюленя, который все время плавал вокруг корабля. Всем им показалось, что у него были глаза человека. И тогда Торстейн, предводитель на корабле, велел убить этого тюленя. Люди попытались это сделать, но им этого не удалось. Но после того, как начался прилив корабль перевернулся и почти все люди утонули. Неизвестно, подразумевается ли в саге, что этот тюлень был человеком - колдуном, обратившемся в тюленя и обидевшимся на то, что его пытаются убить (и уж конечно поэтому потопившему корабль). Или же это было волшебное морское существо в виде тюленя с человечьими глазами. Вероятно и последнее, потому что Торстейн, видимо, испытал необъяснимый ужас и потому велел ни с того, ни с сего убить этого тюленя. Истории же о людях, обрачивающихся тюленями широко распространены и на Британских островах. Известна и мифологическая история о Хеймдалле и Локи, сражавшихся друг с другом в образе тюленей за ожерелье Брисингамен.

Обращение в птицу

Представления о превращение ведьм и колдуний в птиц распространены широко и повсеместно. А в "Саге об Эгиле" упоминается о некоей колдунье, превращавшейся в птицу. Когда Эгиля с товарищами прибило к берегам Англии, почти прямо ко двору конунга Эйрика и Эйрик собрался убить Эгиля, то Эгилю посоветовали сочинить хвалебную песнь конунгу. Однако всю ночь на окне сидела ласточка и щебетала, так, что не было Эгилю покоя и творческого вдохновения. Тогда друг Эгиля Аринбьярн стал сидеть у окна всю оставшуюся ночь с полуночи. И когда он только подходил, то увидел какую-то колдунью, сменившую облик, уходившую от двора. Предположительно, она и была той щебетавшей ласточкой, и видимо, оказалась бы самой Гуннхильд, женой конунга.

Оборотни - волки

О берсерках и мужских союзах, а также архетипе волка, уже было сказано. Здесь я вспомню более интригующую историю. В "Саге о Вёльсунгах" девятерых братьев Сигмунда пожирает волчица, когда они связанные лежат в лесу. Однако, сестра-близнец Сигмунда Сигню посылает своего человека обмазать медом лицо и положить немного меда в рот. Волчица привлеченная медовый вкусом и запахом, старается вылизать мед и засовывает язык Сигмунду в рот. Сигмунд отгрызает язык волчице. Она умирает и оказывается матерью Сиггейра - конунга, обернувшейся волчицей. Странным образом, этот сюжет не кажется пустой выдумкой. У А. Дэвид - Неель ("Мистики и Маги Тибета") описаны тибетские обряды с восставшими мертвецами, которым колдун должен был откусить язык и тем самым получить власть и силу.

Ожившие мертвецы

"… представления о бесчинствах живых мертвецов были повседневными реалиями исландского быта"
В.Я. Петрухин. "Мифы древней Скандинавии"

В "Саге о людях из Лаксдаля" подробно рассказывается одна из примечательнейших историй об ожившем мертвеце. Храпп, человек склонный к насилию и нападавший даже на своих соседей, умирал. Тогда он позвал к себе жену свою Вигдис и приказал зарыть его на пороге собственного дома. "Так я смогу лучше следить за моим хозяйством", - сказал Храпп. После этого Храпп умер и жена не осмелилась ослушаться его. Но после своей смерти, рассказывают, он убил множество домочадцев, появляясь на пороге дома, где и был захоронен. И двор запустел, никто не захотел там жить.

Мудрый человек Хаскульд, к которому обратились за советом, велел выкопать Храппа и отнести его в такое место, где редко бы ходили люди и скот. После этого Храпп почти перестал появляться. Однако сын его, поселившийся в доме отца, вскоре сошел с ума и умер. Папенька его по-прежнему любил наведываться в свое бывшее жилище. Напуганная вдова тоже не захотела жить в этом доме. И потому наняла управляющего. Но работники на этом дворе по-прежнему пугались по ночам и норовили уйти с такой работы. Храпп хватал работников и боролся с ними.

Тогда известный человек по имени Олав Павлин пришел и стал бороться с Храппом. Но Храпп сломал копье Олава и исчез под землей (таким же образом исчез искусственный человек, убивший Торлейва Ярлова Скальда). Когда Олав утром отправился туда, где был похоронен Храпп, он велел разрыть могилу. Обнаружилось, что Храпп вовсе даже и не разложился, и в могиле же Олав нашел наконечник своего копья. Олав приказал разжечь костер, бросить туда Олава, а пепел бросить в море. После этого, как говорит сага, "ни одному человеку Храпп не причинял вреда своим появлением".

В так называемой низшей мифологии многих народов встречаются представления об оживших мертвецах. Чаще всего "оживают" очень злые и сильные люди, к которым справедливо относят колдунов, а также внезапно умершие или покончившие с собой любящие супруги или возлюбленные.

В "Саге об Эйрике Рыжем" женщина по имени Сигрид во время мора видит наяву мертвецов, в том числе саму себя и мужа своей приятельницы Гудрид. На следующий день Сигрид. умирает. В сумерки же следующего дня она так и норовит встать из гроба и влезть в постель своего мужа Торстейна. Тот зовет на помощь и другой Торстейн, сын Эйрика, всаживает покойнице секиру в грудь. Но муж Сигрид все же умирает к вечеру. Ночью мертвый Торстейн встает и зовет Гудрид. Та приходит к нему, чтобы тот мог выговориться и больше не приходить к ней. Торстейн просит, чтобы его и всех других людей, кроме одного - Гарди, отпели в церкви и похоронили в освященной земле. А Гарди - источник того "что происходило здесь с покойниками этой зимой" и потому его отпевать и хоронить по-христиански не надо. "Он упомянул также о ее будущем и предсказал ей великую судьбу. Но он сказал, чтобы она остерегалась брака с гренландцем. Он также велел ей отдать их деньги церкви или раздать бедным. Тут он скончался во второй раз".

А обычай хоронить людей в Гренландии, с тех пор как туда пришло христианство, более всего похож на предотвращение появления живых мертвецов. Хоронили людей в неосвященной земле в усадьбе, где они умерли. В землю над грудью покойника вбивали столб. А когда приезжал священник, столб вытаскивали из земли, в дыру от столба вливали святую воду и совершали отпевание даже если это происходило спустя много времени.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться на главную страницу "Старший Футарк"