Галина Бедненко

Диагностический расклад "Девять миров" :
Большой сюжет нашей жизни

Расклад родился в сотрудничестве с Анной Блейз

Из книги "Школа рун". Сноски опущены.

В скандинавской картине миру существует девять миров. Они располагаются на Мировом Древе, ясене Иггдрасиль. Мировое древо изначально (в первобытных культурах) соотносилось с Первочеловеком. Образ Древа - и - Человека встречается в шаманской символике ритуальных одеяний или на древних идолах. В самой скандинавской мифологии антропоморфный великан Имир был расчленен на части, его череп стал небом, плоть - землею, кости - скалами, кровь - морем, мозг - облаками… С этого события, этой первой жертвы , начинается строительство упорядоченной вселенной. И Мировое дерево, его корни, ствол и ветви, оказывается матрицей, каркасом Космоса.

В образе Древа макрокосмос всего упорядоченного мира соотносится с микрокосмом каждого отдельного человека. Идея единства и подобия макрокосма и микрокосмоса жива и вдохновляет мистиков вплоть до наших дней.

Структура дерева

В оригинальных источниках никакой структуры скандинавского Мировго дерева не описано, а те сведения, что есть (например, местоположение корней) оказываются противоречащими друг другу. Эклектические последователи северного ньюэйджевого неоязычества предлагают своеобразную систему построения Мирового Дерева, в которой самым верхним (как будто бы "лучшим") миром оказывается Асгард, а самым нижним - Хель или Нифльхейм (как самые "неприятные"). Муспельхейм при этом парит где-то сбоку. Мы здесь отказываемся от этой схемы и предлагаем свою, сообразно нашим логичным доводам.

Прежде всего, мы исходим из постулата об общей структуре универсального Древа. Универсальное Космическое дерево это прежде всего ось вертикали и горизонтальная плоскость в трехмерном пространстве. В двумерном пространстве (с которым нам приходится иметь дело на бумаге или при обычном гадании) это оказываются всего две оси. Но это вовсе не плохо: так исторически сложился, например, универсальный знак Креста , который ни что иное, как символ упорядоченного Космоса, времени и пространства. И потому, рисуя нашу схему, мы не будем забывать, что она не двумерна, а трехмерна.

----------Муспельхейм------

---------------|------------

------------Асгард---------

---------------|------------

---Ванахейм----|---Альвхейм-

---------------|------------

------------Мидгард--------

---------------|------------

Свартальвхейм--|----Ётунхейм

---------------|------------

----=---------Хель---------

---------------|------------

----------Нифльхейм--------

Здесь мы видим ось вертикали и горизонтальную плоскость, которую (в силу двухмерности изображения) нам приходится изображать четырехчастной фигурой, вписанной в некий овал. Отметим особо, что данная схема не является географической проекцией расположения миров (потому мы не придаем решающего значения упоминаниям о расположении того или иного мира в той или ной части света, на севере или на юге или отсутствия таковых упоминаний ). Это условная схема, предназначенная для практической работы.

По оси вертикали разъединены по двум концам Муспелльхейм и Нифльхейм, те миры, с которых все началось. Между ними лежала Мировая Бездна. Теперь она заполнилась частями великана Имира, так возник весь существующий мир. Потому именно между этими мирами лежат в этой схеме все остальные.

Из источников известно, что царство мертвых Хель граничит с Нифльхеймом. Потому Хель мы поставили около Нифльхейма. В середине - естественно, Мидгард, Срединный мир. Над ним, выше него - Асгард, мир богов, потому что мы знаем, что он где-то на небе, значит выше Срединной Земли. Над Асгардом остается огненный Муспельхейм. В Конце Мира сыны Муспелля пойдут войной на все живое, сжигая все на своем пути, и тогда падет даже Асгард. С другой стороны в это же время пойдут войной на все живое мертвецы из царства Хель. Потому погибнет весь мир - он же лежит между ними .

В горизонтальной плоскости остаются Ванахейм (мир богов ванов), Льосальхейм (мир светлых альвов), Свартальфхейм (мир темных альвов), Ётунхейм (мир великанов). Все они имеют связь с Мидгардом. Великанов, светлых и темных альвов могут увидеть люди и на этом основано множество сюжетов т.н. низшей мифологии, бытующей в Исландии и по сей день. Иногда людей навещают боги, то ваны, то асы. Потому Мидгард связан с Асгардом и Ванахеймом. И, конечно же, многие люди (большинство) уходят в Хель, царство обычных мертвых, потому Мидгард связан с Хель.

Можно обнаружить мифологическую (и красиво выглядящую в двумерной модели) связь между Свартальхеймом и Хель и Ётунхеймом и Хель: в мифах умирают главным образом темные альвы и великаны. Они смертны, как и люди. Потому эти миры связаны. Также мы связали Ванахейм и Льосальфхейм с Асгардом, потому что их жители практически бессмертны (до момента Гибели Мира), потому что они вечно молоды и прекрасны, и, в конце концов - будут биться в конце времен заодно с Асгардом .

Упражнение

Сделайте себе размеченное полотно со сферами девяти миров на структуре Мирового Дерева. Если у вас пока его нет, то постарайтесь разложить руны на полотне так, чтобы они верно соответствовали позициям расклада.

Раскладывать следует в таком порядке: Нифльхейм, Хель, Мидгард, Асгард, Муспельхейм. Затем Ётунхейм, Свартальвхейм, Ванахейм Альвхейм. Если вас вдруг - уже в процессе - очень захотелось положить в одну сферу две руны, то можно это сделать.

Руны могут оказаться прямыми, перевернутыми или слепыми. Слепые руны будут тут означать нечто более скрытое от ваших глаз.

Имеет смысл сделать себе такой расклад самостоятельно и оттрактовать его. А затем попросить другого человека, желательно мастера - рунолога, чтобы тот повторил расклад (на своих рунах) и также проинтерпретировал его. В первом случае получится ваше видение ситуации, во втором - более объективный взгляд. Здесь я подразумеваю сами расклады, а не обязательно их интерпретации . В процессе работы над обоими раскладами следует обратить внимание на повторяющиеся (особенно в одних и тех же сферах) руны.

Интерпретация

Этот расклад показывает роль и характер Большого сюжета в нашей жизни. Повседневные, бытовые дела и стремления относятся к "маленькому сюжету". Это то, что мы видим невооруженным глазом, знаем, помним и просто выполняем. Большой сюжет - это миф нашей жизни, тот смысл, который есть в том, что с нами происходит, и что мы делаем на самом деле. Это ответ на чудной (и, например, стилистически - неправильный) вопрос "Про что мы живем?"

Ось вертикали говорит нам о вырастании из Большого сюжет прошлого и переходу к Большому сюжету будущего. Плоскость горизонтали с Центром в середине рассказывает о глубокой и истинной душевной жизни настоящего периода.

Расклад обычно говорит нам о достаточно длительном периоде жизни (если только это не особенно бурное время, сопровождающееся стремительными изменениями). Средний его срок - около трех месяцев. Вероятнее всего вы ощутите, когда картина изменится.

Ниже представлены значения всех миров - сфер этого расклада. Дано мифологическое значение - то, на чем можно концентрироваться при выборе рун. Интрапсихическое (или внутрипсихическое) - постоянная часть нашего внутреннего мира. Мантическое - реальный инструмент для интерпретации расклада.

Нифльхейм

Мифологическое значение: Мир Льда. С него и с Нифльхейма началось рождение мира. Там есть поток Кипящий Котел, в котором живет дракон Нидхегг и другие змеи.

Интрапсихическое значение: Результаты и смысл событий прошлого. То, что уже прошло, окостенело, стало землей…

Мантическое значение: События Большого Сюжета, имевшие место в прошлом. "Почему так?.."

Хель

Мифологическое значение: Мир мертвых. Дева Модгуд - страж этого мира, а владеет миром богиня смерти Хель. Мир, в котором "живут" мертвые люди и боги.

Интрапсихическое значение: Связь с предками, древности рода.

Мантическое значение: Ресурс, исходящий из Большого Сюжета. То, чему человек научился в прошлом Большом сюжете, то, чем он может воспользоваться.

Мидгард

Мифологическое значение: Срединный мир. Мир людей.

Интрапсихическое значение: Привычный нам мир, в котором мы живем. Действия и свершения, реальная жизнь.

Мантическое значение: Актуальное состояние. Восприятие себя в настоящий момент жизни. Иногда, основной "маленький сюжет" нынешней жизни.

Асгард

Мифологическое значение: Мир богов асов. Богов неба, порядка, справедливости, войны, закона. Это ведущие боги скандинавского пантеона. Магия асов связана с рунами, песнями, заклинаниями. Среди асов есть: Один - бог вдохновения, Браги - бог поэзии, Улль - лучник и охотник, очень справедливый и правильный бог; Фригг - жена Одина, вещая провидица; Идунн - богиня, владеющая золотыми яблоками вечной молодости; Тор - бог-богатырь, громовержец, сражающийся с силами хаоса; Тюр - бог неба и военных правил и др.

Интрапсихическое значение: Сознание и осознание, мораль, воспитание. То, что было нам привито в детстве (осознанно и гласно) и то, что мы поняли в течение своей жизни. Это осмысленность и принципы, также стратегия и тактика.

Это также мир божественных архетипов. Если представить богов как ролевые сценарии и образы, которым люди следуют в своей жизни, то Асгард это роли и способы жить в мире. И в этом смысле по статусу асы равны ванам.

Мантическое значение: Здесь мы можем услышать голоса и наставления, правила и принципы, в то же время здравый смысл и голос рассудка. Это то, что происходит с нами на самом деле, Большой сюжет в непосредственном действии.

Ванахейм

Мифологическое значение: Мир богов ванов. Боги земли, плодородия, мира, любви, магии превращений. Основные боги: Фрейр - бог мужской чувственности, плодородия и мира, магии. Фрейя - богиня любви и красоты, превращений и сокровищ. Ньёрд - бог ветра и моря, богатства и плодородия.

Интрапсихическое значение: сфера чувств и влечений, инстинктов и эмоций. Можно также рассматривавать этот мир как место божественных архетипов, просто иного характера, чем асы.

Мантическое значение: голоса чувств и эмоций, инстинктов и влечений. "Я хочу", а не "так надо" или "я думаю". То, что происходит с чувствами в этот момент. Эмоционально-энергетическое состояние тела.

Ётунхейм

Мифологическое значение: Мир великанов. Великаны - дрвение стихийные существа, неподконтрольные богам. Великаны бывают мудрые и старые или же стихийно-неуправляемые: огненные, морские, горные, ледяные. С первыми боги иногда общаются, хотя и жестко конкурируют, вторых стараются убивать, особенно бог ас Тор. Великаны разрушают порядок, построенный богами и все время пытаются похитить богинь. Они - символ дикости и беззакония, вместе с тем, только с их посредничеством (вольным или невольным) боги получают то, что им нужно.

Интрапсихическое значение: Бессознательное, дикость, необузданность, потеря контроля, жестокость.

Мантическое значение: "теневые" фигуры, вытесненное; латентные силы. В зависимости от того, какая туда попала руна это может быть опасным, допустимым или вполне благоприятным.

Свартальвхейм

Мифологическое значение: Мир темных альвов. Карликов - кузнецов и других ремесленников. Они мастерят сокровища, которые становятся основными атрибутами богов. Темные альвы (или цверги) часто бывают злыми и жадными, коварными и злопамятными. Они часто оказываются обманутыми.

Интрапсихическое значение:

Род человека, подарки и проклятья предков. Наследство. Сокровища и проклятые сокровища. Там можно добыть что-то ценное, а с чем-то лучше не связываться. Это то место, в котором алчность - губит, но дерзость бывает вознаграждена. Здесь нет однозначных рецептов.

Мантическое значение:

Здесь можно найти необходимые ресурсы, подарки предков и даже "проклятые дары". Это также то, что часто видится в неправильном свете. "Тень", иллюзии и ошибки, корень зол, отработанный ресурс, вытесненное искажает восприятие реальности. То золото, которое днем становится жженными головешками.

Альвхейм (Льосальвхейм)

Мифологическое значение: Мир альвов. В древнеисландской мифологии это некие светлые существа. Они мудры и прекрасны. В оппозиции боги - великаны, они явно на стороне богов.

Интрапсихическое значение:

Мы позволяем себе некоторую вольность и желая привязать этих волшебных существ к универсальной мифологической реальности, допускаем, что это могут быть духи великих людей, Наставников и Учителей любой культуры. Это достаточно общее правило для многих культур: так для христиан и мусульман это рай их святых, мучеников и угодников. В традиционном шаманизме - это мир на небе, куда уходят славные предки, родоначальники. В современном неошаманизме это Верхний мир, в котором можно встретить своих собственных Учителей .

Мантическое значение: Ментальная сфера. Главная осознаваемая тема. То, о чем человек постоянно думает и к чему стремится . Кажется, что если воплотить этот принцип в жизнь, то все станет хорошо и понятно.

Муспельхейм

Мифологическое значение: Мир Огня. С него и с Нифльхейма началось рождение мира. Его страж - великан Сурт. Там живут огненные великаны, больше никто там жить не может. В Конце Времен сыны Сурта пойдут войной на весь остальной мир и сожгут его, то, что останется от Гибели Богов и людей.

Интрапсихическое значение: Большой Сюжет, связанный с будущим.

Мантическое значение: Цель периода или следующий этап.

Примеры:

Пример 1.

В Нифльхейме руна Райдо. Расклады был сделан в поездке, вдалеке от дома. Потому в данном случае руна относится вероятнее всего именно к этому факту. Важно и то, что к этому путешествию были долгие приготовления и оно ожидалось как особенно важное событие.

В Хель перевернутая руна Ансуз. В данном случае это не ресурс, которым можно воспользоваться, а некий "багаж прошлого". Привычка к невыражению своих мыслей, чувств, эмоций. Закрытость от окружающих и состояние "подвешенности", неопределенности, недосказанности. При желании в этом можно найти и преимущество, тактический ход или удобные условия.

В Мидгарде руна Иса. Это подчеркивает тему сюжетного безвременья, неизменного постоянства. Может казаться, что с человеком ничего не происходит или что он ничего не может изменить. Это схоже со значением предыдущей руны.

Но в Асгарде руна Дагаз. Она как будто противоположна всему, что было сказано до этого. На самом деле это момент некоего перелома и небывалых прежде переживаний или опыта. Вероятнее всего, что-то меняется и во внешнем мире. Но пока это не заметно. Странное и мучительное состояние, но такая ситуация вполне возможна. Важно здесь и то, что сам человек, вероятнее всего, сделать мало что может. В этом всем можно лишь быть.

В Муспельхейме - перевернутая руна Манназ. Судя по этому грядет этап выхода из неких социальных отношений или связей, покидание своего места в иерархии. Плюнет на что-то и уйдет человек сам, или же естественным образом попадет в состояние невесомости еще и в обществе, отсюда не видно.

В Ётунхейме - руна Альгиз. Это фоновое состояние осторожности и соблюдения некоторых границ, что вполне соотносится с перевернутым Ансузом в Хель. Они схожи сдержанностью и самоконтролем.

В Свартальхейме руна Перт, что означает "знаки и открытия, прозрения и догадки могут быть неверно поняты или незамечены". С чем это связано в реальной жизни точно установить не удалось.

В Ванахейме - перевернутая Вуньо. Это чувство неудачливости в сфере чувств, меланхолии, грусти, депрессии, досады. Все это касается личной жизни, любовных отношений. Стоит, правда, сказать, что руна Вуньо действует не очень долго, как прямая, так и перевернутая…

В Альвхейме совершенно логично выпадает руна Гебо. Человеку кажется, что главное в его жизни это взаимоотношения, встречи и какой-то счастливый контакт как чудо… Если случится эта близость, это постоянство ощущения друг друга как пары и вместе с тем чувство свободы и непривязанности - вот тогда, кажется все будет хорошо. При этом, как мы видим из остального расклада, сделать ничего человек не может… и может только надеяться на "вспышку Дагаз".

Данная статья является авторской.
По вопросам заимствования этого материала - пишите на e-mail автора.
Записаться на рунический курс автора можно здесь

Copyright 2006