Галина Бедненко

Теория гадания

Глава из книги "Школа рун".

"Предсказание - всего лишь простой и доступный практический метод;
мы почти не понимаем его механизм
и можем использовать его лишь эмпирически…
Подобно всем остальным наукам, гадание проверяется по своим плодам".

А. Кроули

Теория

Лучшим образом представить теорию гадания можно с помощью известнейшего оккультиста XX века Алистера Кроули и не менее известного психоаналитика того же времени Карла - Густава Юнга.

"Теорию гадания можно изложить в виде нескольких простых тезисов:

1. "Мы утверждаем, что и вне гадателя, и внутри него существуют иные Разумы, существования которых он непосредственно не осознает. (С точки зрения теории не имеет значения, является ли дух, с которым общается гадатель, объективно существующим, или же он лишь часть личного сознания гадателя.) Мы предполагаем, что данные Разумы способны (в определенных пределах) точно отвечать на поставленные вопросы". (А. Кроули. Магия в теории и на практике)

Безусловно, определение Кроули ("Разумы") в наши дни уже не может удовлетворять просвещенного человека. Общепринятой и более детально разработанной на настоящий момент является терминология психоаналитиков и прежде всего, введенная Юнгом. Речь идет о понятиях "индивидуального бессознательного" и "коллективного бессознательного". "Разумы внутри нас" - это личное бессознательное, а "разумы вне нас" - коллективное бессознательное.

"Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущим свое происхождение и приобретаемом не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным". (К.-Г. Юнг)

То, что профессиональные психологи придумали в первой трети XX века, оккультисты использовали уже давно. Однако последние частенько пользуются своим пониманием наугад и перегружают себя фантазиями о собственном величии ("А я встречал демонов самого высшего порядка…" или "Ко мне пришел Тескатлипока!"), в то время как психологи кропотливо собирают свои наблюдения и уже создали отлично работающий теоретический аппарат.

Времени, как мы его понимаем, для личного бессознательного не существует, потому и оказывается возможным гадание. Например, у девушки может быть подспудное желание разойтись с любимым человеком, хотя вроде бы она уходить от него не хочет. Но в гадании этот разрыв может быть показан. И тогда уж ей самой решать, что с этим делать. Смотреть, почему ей все-таки этого хочется, или задавить это чувство и постараться укреплять отношения .

В коллективном бессознательном мы объединены со всем и со всеми в этом мире. Это слой, где неизвестны время и пространство, где все сосуществует в вечном Сейчас. Там мы - одно с миром, с прошлым и с будущим. Для личного бессознательного в большей степени возможно развитие, которое мы можем проследить, или повлиять на него. Коллективное бессознательное для оперативного вмешательства менее доступно; здесь мы - толковые наблюдатели в лучшем случае. Если только мы через него не выходим, опять-таки, на чье-то - личное. Таким образом, оказывается возможным гадание на другого человека, а также магические процедуры, связанные с другими людьми.

Затем возникает следующий, практический вопрос: на каком языке следует разговаривать с этим самым бессознательным? Ответ: на языке символов.

"2. Мы утверждаем, что вполне возможно создать компедиум иероглифов с достаточно гибкими значениями, который включил бы в себя все возможные идеи, так, чтобы каждая идея могла быть выражена одним или несколькими иероглифами. Мы предполагаем, что разумы, с которыми мы желаем общаться, понимают каждый из этих иероглифов в том же смысле, что и мы. Таким образом, мы имеем нечто вроде языка. <…> Но система гадательных символов должна служить полным отражением Вселенной; каждый ее знак должен быть абсолютным, и вся она в целом не должна подлежать каким-либо изменениям. Фактически такая система является пантаклем - в самом полном смысле этого слова." (А. Кроули)

Та или иная символическая система - это язык, понимаемый бессознательным . Личное бессознательное говорит с нами через сны и их символы. Мы можем говорить с ним через символическое действие . Диалог может происходить и в гадании, когда мы спрашиваем ответа и это разговор, безусловно, с переводчиком. Поэтому оказывается важным не только то, "правильно ли нас поняли", "правильно ли ответили", но и то, как это перевел переводчик - наш наработанный "аппарат трактовки". При удачном стечении всех этих условий прогноз (если вопрос был о будущем и перспективах) оказывается верным. Тогда то, что получается в результате, Юнг называет синхронностью, а колдуны и оккультисты - логичным результатом.

Типы гадания

Известно, что гадать можно на чем угодно. На розах, ромашках, воздушных шариках. При этом возможные ответы загадываются заранее. Типа "любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет…". Другая разновидность - ассоциативные гадания. Это гадания на кофейной гуще, чаинках, воске и олове и т.п. Вопросы задаются довольно общие, а ответы трактуются на основе собственных символических ассоциаций. Эти методы хороши для людей "видящих" и мыслящих иррационально. Третий тип гаданий основан на той или иной сложившейся мантической системе. Это наиболее профессиональный и наукообразный подход к делу. Он хорош для людей, развитых интеллектуально, логически мыслящих, с высшим образованием. Таковы гадания на картах Таро, системе И-Цзин, геомантия, методы хорарной астрологии и, уже в наше время - руны.

По идее, чтобы описывать миропорядок в целом и частностях, такая система должна быть конечной и совершенной, хотя бы в глазах практикующего. Для этого подобные системы со временем развиваются, придумываются многослойные смыслы одних и тех же символов, привязывается соответствующая атрибутация, происходит слияние с родственной системой и тому подобное.

Гадание на рунах имеет свои особенности, которые следует запомнить и признать. Это очень архаические символы не только по времени, но и по своему характеру. Их значения достаточно просты. Я здесь имею в виду то, что хотя одна руна может описывать некий набор значений, но это всегда обозначение какого-то отчетливого - и одного - принципа. В рунах нет никакой двусмысленности и условий (вроде, "если ты сделаешь так, а потом так и выберешь неправильно, то…" ) Они не зудят нам и о морали. Руны говорят только об одном: что работает, а что не работает, или работает, но плохо. В этом смысле они не очень гибкая мантическая система (особенно по сравнению с современным Таро). Зато в них мы можем увидеть основной смысл происходящего, они всегда находятся немножко над действующими событиями. Собственно, видению этого свойства рун мы с вами обучались в предыдущих главах. И лишь теперь настало наилучшее время для, собственно, гаданий.

Правила

Гадание самому (или самой) себе изначально содержит опасности, связанные с собственной предвзятостью. Во-первых, своим желанием получить ответ того или иного рода можно повлиять на его достоверность. Во-вторых, есть вероятность толкования, притянутого за уши к тому, чего очень хочется. Случаи подобного рода легко отслеживаются при записывании вопросов, символических ответов и их трактовки, а по прошествии времени - перечитывании и обдумывании всего этого.

"Если гадатель не вымел из своего ума последние крохи заинтересованности в ответе на свой вопрос, то ответ почти наверное подвергнется влиянию его личных склонностей… Поэтому человек, консультирующийся с оракулом, должен быть уверен, что тот не подвергается сознательному или подсознательному нажиму, исходящему от него самого… Данная проблема приобретает гораздо более опасные формы, когда мы получаем совершенно правильный ответ, но стремимся истолковать его в соответствии своим желаниям. Большинство клиентов любой "гадалки" желает только одного: получить сверхъестественную санкцию на совершение собственных глупостей." (А. Кроули)

Соответственно, с этим связаны вполне определенные советы или правила:

- Не следует гадать, если вы хотите что-то подтвердить или ожидаете непременно положительного результата.

- Не следует задавать один и тот же вопрос несколько раз за сеанс .

- Гадать следует лишь в полной уверенности в том, что чтобы ни выпало, вы примете это и будете трактовать адекватно.

- Необходимо иметь специальную тетрадь, в которой будут записаны вопросы, выпавшие символы и трактовки.

- Впоследствии нелишне сравнить результаты гадания с реальными событиями.

- У вас могут быть, а могут и не быть собственные ритуальные правила для гадания. Обязательных не существует.

Гадание другому человеку имеет свои нюансы. К вам приходит человек и задает вопрос. Безусловно, вы делаете фокусировку предмета его (или ее) интереса и, возможно, вместе решите переформулировать вопрос. Тут вас подстерегает первая опасность - быть предвзятым, как и в случае гадания на себя. По причине личной заинтересованности (если вы знакомы), потому что кое-что вы и так знаете об этой ситуации (от общих знакомых), потому что вы страдаете той же проблемой (как хроническое безденежье или неудачная влюбленность) или если клиент напоминает вам кого-то из людей, для вас важных (к примеру, бывшего мужа, ушедшего обратно к маме). Эти же подводные камни присутствуют и при последующей трактовке расклада.

При трактовке расклада, помимо вышеперечисленного (предвзятости) есть и более скверная опасность. Предопределение событий путем внушения клиенту того, что с ним якобы должно произойти , некая попытка предопределить будущую реальность.

Если же из-за технической ошибки или по другим обстоятельствам выпала неверная комбинация символов, то в рунах сложнее это заметить - по общей нелогичности расклада - нежели в других системах, например в Таро. Это определенно стоит учитывать при гадании. Более того, в самой работе с рунами, некое несовпадение с реальности легче заметить в диагностических раскладах, нежели чем в гадательных.

"Единственным учителем здесь является опыт. Мы приобретаем некое новое чувство, и уже внутри собственного "я" ощущаем, правильно или неправильно наше предсказание. Гадатель должен развивать в себе это чувство."

Данная статья является авторской.
По вопросам заимствования этого материала - пишите на e-mail автора.
Записаться на рунический курс автора можно здесь

Copyright 2005