Галина Бедненко

Что такое мифодрама

Миф - это то, что происходит сейчас - и - всегда. Это иная реальность, которой мы лишь изредка касаемся, но в универсальных ("Больших") сюжетах которой мы узнаем то, что происходило всегда и случается до сих пор лично с нами.

Мифодрама - это метод драматического разыгрывания мифа или известного сюжета. Он дает нам возможность увидеть смысл древних мифов и понять их значение лично для нас. Разыгрывание мифа дает непосредственный опыт бытия в роли, предельно "лаконичной", архетипической. Это с одной стороны может быть новым (и в какой-то мере обучающим) опытом, расширяя ролевой репертуар человека. С другой - кристаллизацией жизненной позиции, всего обычного спектра поступков и действий человека; и здесь ощущения, испытываемые в роли, окажутся ресурсом развития. Временами проигрывание той или иной роли приводит к сильным чувствам и эмоциям: это может быть катарсис и исцеляющая боль, обозначающая рану, но и заживляющая ее. Это возможность войти в контакт со своими чувствами и переживаниями в символической, безопасной реальности. Вдобавок, некоей волшебной действительности, в которой можно сделать то, что оказалось невозможным в реальности.

Проигрывание мифа оказывается ритуальным действием, участием в мистерии, во время которой мы напрямую взаимодействуем с глубинными, архаичными слоями нашей психики. Это сновидение наяву, контролируемое и управляемой, мифологичное по своему смыслу и сути... Различные мифы (и их драматическое переживание) можно использовать в разных целях, от организационных тренингов до семинаров саморазвития.

Технически мифодраматическое действо происходит вот как. Ведущий мифодраму называется Директор (по психодраматической традиции), и он (или она) определяет ход работы. В зависимости от целей группы определяется мифологический сюжет. Читается текст источника и определяется, что то, что нам по нему известно, будет проиграно полностью. То, что в тексте не указано, предоставляется воле, желаниям и спонтанности участников.

Затем проводится выбор ролей. Если несколько человек хотят играть одну и ту же роль, то в том случае, если это роль главная (или одна из основных), Директор может допустить дублирование этого персонажа несколькими участниками. Определяется игровая территория (что - где и что именно означает) и основные игровые правила (правила пересечения границ и способы символического отыгрывания тех или иных действий). Затем начинается игровое действие. Обычно оно разделено на несколько сцен, в конце которых Директор останавливает действие и проводится короткий опрос участников из роли о чувствах или неких "посланиях" остальным героям. Между сценами можно снять роли, если какие-то уже не будут задействованы, и взять новые. На протяжении сцены могут быть включены "стоп-кадры", когда Директор обращает внимание всех участников на то, что происходит с главными героями и дает им высказать тот или иной монолог (из роли).

В мифодраме - в отличие от ролевой игры - главное внимание уделяется чувствам и переживаниям участников из роли (а не хитроумности действия и развития интриги). В большинстве случаев сюжет точно определен и известен. Могут развиваться параллельные сценарные линии, но время и ограничения обусловлены основным сюжетом. В конце разыгрывания мифа происходит "шеринг" - обмен впечатлениями из роли и вне роли. Затем роли могут быть ритуально сняты (собственно, сняты они должны быть в любом случае).

Миф оказывается близок современному человеку, потому что является продуктом коллективного бессознательного, пусть даже пропущенного через чей-то личный творческий опыт. И, тем не менее, это именно те сюжеты и характеры, которые людям необходимо было рассказывать на протяжении столетий - тысячелетий - потому мы так хорошо знаем греческую мифологию… и нас завораживает своей силой и мощью скандинавская. Они говорят нам о чем-то важном. На примере греческих мифов - воспитывалась вся европейская цивилизация. Это касается всех известных мифов, включая современные, на которых воспитываются различные нации. Это дает своего рода свою культуру людей, культуру поколения, что тоже можно и интересно исследовать, а самим участникам анализировать, чего с ними происходит. И знать - значит предвидеть. Вдобавок схожесть мифов тех народов, которые никогда и не пересекались, отчасти подтверждает идею об универсальной психической значимости сюжетов.

© Бедненко Г.Б., 2005

Вернуться в "Мифодраму" | Вернуться на главную страницу