Алексей Осипов, Галина Бедненко

Ясень Иггдрасиль

Ясень Иггдрасиль представляет собой наиболее яркое отражение образа Мирового древа в древнейших представлениях народов Западной Европы. Известно о культовом столбе Ирминсуль (очевидно, представлявшим Мировое древо), сохранившемся у саксов - континентальных германцев. Он был уничтожен христианским государем Карлом Великим при его первом завоевательном походе на саксов в 772 году.

Опора Вселенной

Космическое древо, или Arbor Mundi, воплощает и структурирует концепцию Вселенной. Оно выполняет роль космической опоры, организующей сотворенный порядок в противовес изначальному хаосу. Генетический (но не мифологический) эквивалент Мирового дерева это также Мировой человек - Имир, из тела которого был создан мир.

21
Вафтруднир сказал:
"Имира плоть
стала землей,
стали кости горами,
небом стал череп
холодного турса,
а кровь его морем."
(Речи Вафтруднира)

Иггдрасиль - это Дерево Предела. Его ветви и корни обозначают предел в пространстве мира.

Подчиняя сущее определенному порядку, мировое дерево обладает структурой, имеющей символическое значение. Оно содержит в себе определенные мистические числовые константы. Эти числа, в данном случае, "три" и "девять". Иггдрасиль соединяет девять миров и имеет три корня. У корней сидят три норны, а также имеются его три основных обитателя (орел, белка и змей).

Ветви Иггдрасиля возвышаются над Вальгаллой - небесным чертогом Одина. На крыше Вальгаллы стоят коза и олень, жующие его листья. (При описании этих животных и источника Мимира в эддах встречаются еще два имени Иггдрасиля - Мимамейд и Лерад, этимология которых неясна.)

25
Хейдрун коза,
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
мед сверкающий
в чан она цедит,
тот мёд не иссякнет.

26
Эйктюрнир олень
на Вальгалле стоя,
ест Лерад листву;
в Хвельгельмир падает
влага с рогов -
всех рек то истоки…
(Речи Гримнира)

Про корни Иггдрасиля разные источники говорят по-разному. В "Прорицании вёльвы" у мирового дерева девять корней, как и девять миров:

2
…помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не поросшее.
(Прорицание вёльвы)

Однако далее в "Речах Гримнира" у Иггдрасиля уже только три корня, один из которых простирается в царство мертвых - Хель, другой - к исполинам и третий - к людям (то есть в Етунхейм и в Мидгард соответственно):

31
Три корня растут
на три стороны
у ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним,
под другим исполины
а люди под третьим.
(Речи Гримнира)

В "Видении Гюльви" корни распределены - по-другому:

"Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень у асов, другой у инеистых великанов. Третий же тянется к Нифльхейму" (М. 1970 - с. 32). Жилище асов находится на небе. Прибежище инеистых великанов там - где раньше была Мировая Бездна, это своеобразная далекая глушь, незатронутая какими бы то ни было деяниями богов, родина мира (и хримтурса Имира - из которого сотворен был мир сущий). А Нифльхейм - мир льда и мрака.

Это все разные способы охватить корнями дерева весь мыслимый мир.

Под каждым из трех корней Иггдрасиля находится источник. Все эти источники имеют вполне определенные функции, органично вписывающиеся в ту систему вселенной, которая поддерживается Иггдрасилем. Под тем корнем, который уходит на небо, находится Урд, наиболее священный из всех трех источников. С этим источником непосредственно связаны три норны - божества судьбы.

19
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.
(Прорицание вёльвы)

Именно у источника Урд асы ежедневно творят свой суд, съезжаясь туда по радужному мосту Биврест:

29
… асы
вершат правосудье
у ясеня Иггдрасиль;
в ту пору священные
воды кипят,
пламенеет мост асов.
(Речи Гримнира)

Там председательствует Один:

111
Пора мне с престола
тула поведать
у источника Урд
(Речи Высокого)

Таким образом, Иггдрасиль является также средоточием принципа справедливости, то есть духовной основы мира, приводящей его в упорядоченную систему. В лице норн, он порождает судьбы мира, то есть выступает в качестве источника предопределения и власти законов мироздания над всеми существами и населяемыми ими мирами.

Под тем корнем Иггдрасиля, который уходит в Нифльхейм, находится источник Кипящий котел (Хвергельмир). В этом источнике обитает дракон Нидхегг, который занимается тем, что грызет этот корень и ругается с орлом, сидящем на вершине Мирового ясеня.

Третий источник - ключ Мимира. Он связан с миром великанов и его хозяин - великан и мудрец Мимир. Вот что повествует об этом источнике Младшая Эдда: "А под тем корнем, который протянулся к инеистым великанам, - источник Мимира, в котором сокрыты знания и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости оттого, что пьет воду этого источника из рога Гьяллахорн. Пришел туда раз Всеотец и попросил дать ему напиться из источника, но не получил он ни капли, пока не отдал в залог свой глаз."(Видение Гюльви, Младшая Эдда).

Таким образом, Иггдрасиль воплощает два основополагающих принципа духовной сферы - истину, воплощаемую источником Урд, и познание, олицетворяемое источником Мимира, то есть пассивное и активное духовные начала. Следовательно, Иггдрасиль является символом вселенной с обеих сторон бытия - и физической, и духовной.

Обитатели Древа

На вершине Иггдрасиля сидит "орел, обладающий великой мудростью". А между глаз у него сидит ястреб Ведрфельднир. Орел, как высоколетающая сильная птица, могущая созерцать солнце, обожествлялся во многих религиозных традициях. Орел в данном случае является воплощением светлого божественного начала, одной из персонификаций Порядка. Потому он и препирается с драконом Нидхегг, воплощением хаоса, ползающим в корнях Мирового древа, сдерживая его разрушительный потенциал. Перебранку дракона и орла переносит белка, снующуя вверх - вниз. Она - посредник. На среднем уровне также находятся олени, просто жующие листву Иггдрасиля. Вместе с драконом в Кипящем котле живет множество змей, также активно уничтожающих корни ясеня, то есть подрывая миропорядок.

32
Рататоск белка
резво снует
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу вниз.

33
И четыре оленя,
рога запрокинув,
гложут побеги:
Даин и Двалин,
Дунейр и Дуратрор.

34
Глупцу не понять,
сколько ползает змей
под ясенем Иггдрасиль:
Гоин и Моин -
Граввитнира дети, -
Грабак и Граввёлуд,
Офнир и Свафнир, -
они постоянно
ясень грызут.

35
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг,
макушку - олень,
ствол гниет от гнили.
(Речи Гримнира)

Таким образом, воплощение хаотических сил (змея и дракон очень часто олицетворяют хаос), стремящихся одолеть и пожрать порядок, опорой которого является Иггдрасиль. К тому же этому способствуют и, казалось бы, нейтральные олени.

То, что и орел, и дракон находится на своем месте, не предпринимая никаких покушений на территорию другого, может символизировать гармонию светлого и темного начал, взаимное уравновешивание противоположных полюсов мира.

Древо Познания

Мировое дерево - это еще и Древо познания. По сути оно обычно является Древом познания добра и зла. Наиболее ярко сущность и свойства этого вида мифологической флоры представлена в христианском мифе о грехопадении. Однако самой естественной формой Древа Познания является дерево, у корней которого расположен источник мудрости. Полагается, что дерево - наиболее подходящий символ истоков бессознательного (корни), реализации сознательного (ствол) и транссознательной цели (ветви). И у одного из корней Иггдрасиля - находится источник норн - Урд, у другого - источник Мимира (служащий средоточием знаний и мудрости). Вдобавок, по стволу Иггдрасиля стекает медвяная роса, аналогичная Меду поэзии, дарующему мудрость и поэтическое вдохновение.

Иггдрасиль проявляет себя как древо Познания еще и потому, что именно на нем Один принес себя в жертву, пронзившись собственным копьем и повесившись, дабы познать священные руны. Об этом говорит и этимология самого имени древа, буквально означающего "конь Одина", так как Игг - одно из имен этого бога. В жертву Одину так и приносили человеческие жертвы - вешая их на деревьях. Однако, если понимать "конь Игга" - как "перевозчик Игга по мирам" - то Мировое древо, как и в других культурах, практикующих шаманизм, оказывается символом, обеспечивающим или помогающим в шаманском путешествии.

Принося себя в жертву - Один проходит свою инициацию, и получает руны. Отдавая свой глаз в залог Мимиру, он получает доступ к непосредственному источнику мудрости.

28
… Знаю я, Один,
где глаз твой спрятан:
скрыт он в источнике
славном Мимира!"
Каждое утро
Мимир пьет мед
С залога Владыки -
Довольно ль вам этого?
(Прорицание вёльвы)

Древо Жизни и Смерти

Поскольку Один умирает и воскресает на Иггдрасиле, то дерево также приобретает значение Древа Смерти и Возрождения, то есть древа вечной жизни. Обряд самопожертвования, напоминающий ритуалы инициации, распространенные у самых разных народов, становится порогом, преодолев который можно вступить в очередной, или принципиально иной, цикл своей жизни. Есть даже сходство этого сюжета с христианской мифологией и гибелью на кресте, интерпретируемом как отражение Мирового древа, Иисуса Христа. Тот тоже вошел таким образом в жизнь вечную. Иггдрасиль вечно зелен, и коза Хейдрун, поедающая пропитанные Медом поэзии листья ясеня, дает молоко, которым питаются эйнхерии в Вальхалле (то есть это молоко является напитком вечной жизни, впрочем, после смерти).

В образах обитателей и пожирателей Иггдрасиля отражена и общая тенденция развития мира. Его поедают различные существа - дракон, змеи, олени. Причем вред, наносимый древу пресмыкющимися, - злонамерен и имеет целью уничтожение опоры мира. А травоядные животные, во-первых, производят пищу для эйнхериев, которые будут биться против сил Мрака в последней битве мира (то есть Иггдрасиль поддерживает силы, защищающие вселенную), а, во-вторых, они просто естественным образом питаются, что можно истолковать, как вполне закономерный процесс уничтожения природы ее собственными детьми.

При этом антропоморфные существа - норны - обладающие, в отличие от оленей, развитым сознанием черпают из источника Урд воду, которой поливают Мировое древо, "чтоб не засохли и не зачахли его ветви". Возможно, это следует интерпретировать как сознательные духовные усилия, направленные на спасение существующего мира.

Но нельзя забывать, что люди, жители Мидгарда, составляют целый мир, в который, по некоторым данным, тянется один из корней Иггдрасиля. То есть Мировой ясень опирается также и на людей, а не только на асов и великанов - две первых расы разумных существ мифологической вселенной. Следовательно, миропорядок зависит также и от человека.

Собственная жизнь Иггдрасиля, как дерева, служит наглядным отображением развития мира - его роста, постоянного неосознанного вреда, наносимого природе ее порождениями, и сознательных усилий разумных существ, направленных на сохранение этого мира. То, что Иггдрасиль постепенно гибнет, подгрызаемый различными животными и разрушаемый гнилью, подчеркивает апокалиптичность видения мира скандинавами и наличие в их сознании понятия о конечности бытия вселенной.

47
Трепещет Иггдрасиль,
Ясень высокий,
Гудит древний ствол,
Турс вырывается.
(Прорицание вёльвы)


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.
При использовании - сделайте ссылку.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу