Галина Бедненко

Неоязыческий пантеон: богини и атрибутация
(дается в сокращении; полностью см. книгу "Школа рун")

Здесь предлагается краткое описание образа богини, каковым он является в современной языческой традиции. Больше всего из древних источников мы знаем о Фрейе, Фригг, Скади и, пожалуй, Хель. О других богинях нам практически ничего неизвестно. Мы знаем лишь еще несколько имен богинь, упоминаемых Снорри Стурлусоном, но их специфика остается не совсем понятной. Потому, представленные здесь описания и атрибутация являются попыткой (и результатом) найти контакт с этими малопонятными богинями. Современные язычницы это делают в медитативных и религиозных практиках. Я попыталась дать здесь обзор наиболее удачных современных прозрений. Критерием "удачности" была прежде всего цельность и полнота образа. Безусловно, это описание неполно и не претендует на то, чтобы быть таковым. Но это наиболее полная, здравая и "рабочая" на настоящий момент картина неоязыческих представлений о скандинавских богинях.

Сама я постаралась определить сферу деятельности богини, покровительства и проявления этого божества в мире. Отдельно указан (если он существует) способ проявления или существование архетипа богини в женщине и/или почитания ее. Мы должны уметь видеть, что в нашем мире относится или может относиться к тому или иному архетипу. В то же время есть божества строго функциональные, которые не могут быть представлены в виде человеческого архетипа. Эти богини тоже здесь есть.

Для проведения обрядов дана необходимая атрибутика богини: животное, предметы, еда, напитки, текст. Предлагаемая атрибутика животных или деревьев является частью в той или иной степени сложившейся системы, практикующейся у современных язычников. Тексты - то, что можно читать во время обряда для усиления образа бога или богини. Лучше всего их читать на языке оригинала, зная при этом весь смысл. (Чтение знакомых текстов на русском языке при групповом обряде будет напоминать детский утренник.)

Я не думаю, что нужно каждому божеству приписывать какие-то цвета. Они интуитивно понятны каждому человеку и в каждой конкретной ситуации могут быть свои особенности и предпочтения.

Перечень скандинавских богинь идет от более известных к менее известным. Так становится понятно, какие образы лучше проработаны. Очень удачным из малоизвестных богинь мне показались образы Эйр и Саги, не очень понятным остается функция Сив, Гевьон и Фуллы. Богиня Сюн кажется предельно ясной, но пока она оказывается скорее духом - покровителем и защитницей, нежели архетипом богини, которую можно увидеть в мире и пробудить в себе. Это божество функциональное.

Некоторые авторы и общины предлагают пользовать простые графические символы богов и богинь, вроде "сердечка" для Фрейи, спирали, символизирующей кручение веретена для Фригг и др. Мне такой метод кажется неэффективным. В наше время и в нашем мире слишком много подобных простых символов, слегка ассоциирующихся с тем или иным объектом. Они уже не несут магической нагрузки (каковая вполне могла быть в древнее время). Потому я предлагаю рунические сигели - они осмысленны и соответствуют современной магической традиции.

Фрейя

Современные неоязычники эклектического толка склонны смотреть на Фрейю как на одну из ипостасей Великой Богини. И в пару к ней тогда идет ее брат-близнец Фрейр - бывший ее возлюбленным. Это обыкновенно касается религиозных практик. Однако, Фрейя не соответствует образу Богини, как Великой Матери. И это стоит учитывать.

В то же время, в магических практиках северного толка, Фрейю обычно рассматривают в паре с Одином. И есть тенденция Фрейю объявить богиней женской магии, а Одина - богом мужской.

В современной традиции у Фрейи выделяют стадию ведьмы - Хейд. Это период, когда женщина лишается красоты, способности и желания иметь любовников, страсти к золоту и украшениям. Вместо этого она приобретает мудрость и развивает магические способности. Конечно, это влияние викканских воззрений о стадиальной жизни женщины как Девы, Женщины и Старухи. И тем не менее, это соответствует реальной жизни.

Юнгианские аналитики полагают, что когда боги - асы пообещали Фрейю отдать великанам в обмен на строительство Асгарда, это символизировало то, что ради устройства патриархата мужчины готовы расплатиться за это способностью к любви. То же было и молотом Тора. Когда Тор и Локи хотели обменять Фрейю на Торов молот, они тем самым хотели отдать способность богов любить в обмен на обретение ими силы.

Рунический сигель Фрейи:

Основная руна - Эваз - правильный верный ритм, что необходимо для сфер проявления Фрейи, что в шаманстве, что в размерах любовных стихов. К ней в центре прицеплена руна Отила - руна рода, земли и предков. Колдовские умения могли разделяться в семье. Любовные отношения тоже так или иначе связаны с семьей и родом. Считалось, что люди возрождаются в своем же роду. И в выяснении этого пользовали женскую магию Фрейи. Эта же фигура Отила здесь перерастает в Ингуз - руну бога Ингви - Фрейра. Таким образом подчеркивается связь Фрейи и Фрейра. Основные черты богини - ее женственность без материнства (Беркана) и свойство преумножать богатство (Фе). Горизонтальная Перт (бессознательное коллективное и индивидуальное) поддерживает Беркану, Фе и Отилу и дает им свободу "с той стороны", "изнанки этого мира". Это колдовская связь этого мира и всех иных. Основная руна Эваз плотно стоит на ногах, поддержанных рунами Альгиз (обратной - это связь с землей, иногда Нижним Миром, иногда миром предков) и Иваз (критической, маргинальной ситуацией, где существует всего один выход). Это как нельзя лучше подчеркивает существенность опыта, даваемого Фрейей, но и опасность его. Это касается и колдовства, и любовной страсти. В творчестве это дает нахождение единственно верного способа создания данной конкретной вещи как шедевра.

Сфера проявления богини в мире: любовные отношения, любовная поэзия, быстрое преумножение состояния, шаманские практики (включая оборотничество), творчество при создании полезных предметов.

Способ проявления в себе: любовные связи, любовная поэзия, колдовство (женского типа), игра в азартные игры на деньги, изготовление предметов роскошных и полезных, шаманские практики, реальные путешествия (для женщин: либо в одиночку, либо в женской же компании).

Предметы: золотые и янтарные украшения, особенно пояса и ожерелья. Изделия из янтаря. Косметика на основе био-золота.

Дерево: бузина.

Растения: тысячелистник, укроп, шиповник.

Животное: кот, рысь, свинья.

Еда: свинина.

Напитки: сладкие напитки, ягодные ликеры, некоторые немецкие вина. Отдельный ликер, как полагают, особенно придется по душе Фрейе. Это Danziger Goldwasser и ему подобные "золотые" ликеры.

Текст: "Песнь о Хюндле".

Фригг

Фригг также в современной традиции рассматривают как Богиню - Мать. В пост-христианском мире у людей все еще остается склонность в основных божествах видеть больших Родителей. Потому христианского Бога - Отца многие пытаются сменить на Богиню - Мать. Однако в язычестве далеко не все так просто.

Например, Фригг - это мать и защитница. Но она - мать своего сына. У нее нет дочери. Она никак не символизирует женскую семейную традицию. Она становится защитницей порядка в своем обществе, в пику зачинщику распрей - Одину. Потому она всегда поддерживает существующий социальный порядок. И нет в ней ничего от плодовитых и щедрых средиземноморских богинь плодородия. Она не дарительница, а защитница.

Однако, у Фригг, как и у Фрейи, есть своя обратная сторона. И динамика различий тут гораздо шире. На континенте Фригг становится фрау Хольдой - Зимой, Предводительницей Дикой Охоты, на пару со своим мужем - Воданом.

Рунический сигель: две основные руны - Беркана (женская защита, покровительство) и Отила (дом, род, семья). При этом Беркана больше по размеру, она как бы выращивает Отилу. К Беркане прицеплена зеркальная Перт и зеркальный же Анс - это то, что Фригг все знает и провидит, но ничего не говорит. Также это неявная оппозиция поведению и качествам ее мужа Одина - который везде появляется и бедокурит. В основную часть знака оказываются вписаны Иваз и два Тюра. Но заметной роли они здесь играть не могут и от них ничего особенного не требуется. Я также осознаю, что можно придумать лучший вариант Сигеля для Фригг.

Однако мне очень нравится вариант сигеля для Фригг в роли Фрау Хольды:

Здесь полностью забыта "охрана материнства и детства". Дама становится холодной, безжалостной (зеркальная Беркана), непредсказуемой (прямая Перт) и склонной к насильственным действиям (Наутиз), а также высказываниям (Ансуз).

Сфера проявления богини в мире: супружеские отношения (как партнерство, так и разногласия), отношение матери к сыну, вещие сны; благословение воинов; установление мира; социальный порядок, защита материнства и детства; домашняя работа.

Способ проявления богини в себе: жизнь с непредсказуемым супругом; наличие любимого сына, вызволение сына (или его ровесников) из опасных мест и состояний ("солдатские матери" - типичные Фригг); благословение воинов; культивирование вещих снов, развитие предчувствия; примирение; запланированная беременность; строительство и обустройство дома; вся домашняя работа.

Предметы: связка ключей на цепочке, прикрепленная к нагрудной фибуле; пояс с полезными предметами и амулетами; веретено и рукоделья. Серебряные украшения с полированным горным хрусталем.

Животное: гуси, овцы, коровы.

Дерево: береза, липа.

Растения: лен, пустырник, тысячелистник, и все растения влияющие на женские репродуктивные органы.

Еда: баранина, гусятина.

Напитки: глюгг (который подают в день св. Люции), молоко, подогретое с корицей.

Текст: "Речи Гримнира" (начало), "Речи Вафтруднира" (начало), "Сны Бальдра".

Праздники: 13 декабря (день св. Люции).

Скади

Скади - богиня-охотница и мстительница. Примечательна еще тем, что развелась с мужем. В современном мире ее рассматривают как покровительницу независимых женщин, а также матерей - одиночек. Однако, для последнего нет оснований. Скади не была матерью. Также ее не замечали в особенной дружбе или помощи женщинам. Скорее она помогала мужчинам: своего пасынка Фрейра она жалела и сочувствовала ему, когда он влюбился в Герд и только благодаря угрозам своего посредника добился своего. Такая богиня не станет жалеть матерей - одиночек. (Если только сама мать - одиночка не была смелой воительницей, неизвестно от кого забеременевшей. Но такие - редкость.)

Скади не ищет общества женщин, наоборот, она старается общаться с мужчинами и наравне с ними участвовать в их делах. Потому женщинам трудно от нее добиться сочувствия. Однако, карьерному успеху и процветанию, возможно, она и сможет помочь.

Ее считают еще богиней справедливости. Как и греческая Афина, с которой она в чем-то сходна, Скади была женщиной без матери. (О ее матери ничего неизвестно.) Потому мы можем предположить, что защищать Скади будет патриархальные порядки и соответственную справедливость. Впрочем, для скандинавской культуры это не было таким важным предметом спора (вроде важной дискуссии, кто больше виноват - убийца отца или убийца матери), как для древнегреческой. Но, похоже, к Скади бессмысленно обращаться женщинам, подвергающимся сексуальному домогательству, к примеру. (Тут будет в помощь Фрейя, которая подскажет хитрый ход.)

К Скади скорее полезно обращаться дочерям матерей - одиночек и разведенных матерей, женщинам, которые не знали своего отца. Тут эта богиня может помочь найти, хотя бы "спиритуальную" связь с отцом. Кровь, как говорится, не водица… И это оказывается очень важным.

Рунический сигель: самый сильный элемент здесь - руна Тюра. Неудивительно, Скади движет прямолинейная, настойчивая и жесткая упертость и уверенность в собственной правоте. Обратная Беркана здесь символизирует отказ от женских проявлений, расцвета и роста, перерастания себя прежней, в конце концов. Райдо тем не менее показывает, что Скади всегда находится в пути, на своей собственной дорожке.

Сфера проявления богини в мире: лыжные гонки, путешествия в горах, охота, мужские виды деятельности.

Способ проявления в себе: участие в лыжных гонках, мужских видах деятельности; охота, горные путешествия, сравнивание всех мужчин с собственным отцом, развод и разъезд с мужем, мстительность, независимая и самостоятельная жизнь.

Предметы: необходимые в походе предметы, лыжи, лук и стрелы. Украшения и изделия из горного хрусталя, также сами камни. Говорят, что ей также соответствует черный змеевик, но я такого не встречала.

Животное: волк, горный козел.

Птица: орел.

Деревья: карликовые березки, елки.

Еда: все, что может быть убито и съедено в лесу и горах. (Лесник не считается.)

Напитки: грог; водка со льдом в хрустальных стопках.

Эйр

Богиня Эйр - целительница, "никто лучше нее не врачует". Есть упоминания о горе Лифья ("Lyfja"), взобравшись на которую любая женщина исцелится. Там обитают некие девы Хлиф ("защита"), Блид ("блаженная, беспечная") и Фрид ("прекрасная, мирная") в числе которых и Эйр ("пощада, милость").

Сейчас люди все больше обращают внимание на Эйр в своей религиозной практике. Полагают, что она покровительствует всем, кто занимается целительством души и тела. В большей степени ей соответствуют мягкие способы лечения: гомеопатия, ароматерапия, травничество, массаж, а также психотерапия.

Для Эйр жизнь не является большим подарком, а смерть - большим огорчением. Понимание Эйр приходит женщинам во время специальных медитаций. И каждая способна понять про нее что-то свое.

Современные прозрения мистических язычниц предлагают свою историю богини Эйр. Так она оказывается одной из старших богинь, появившейся из девятого соска коровы Аудумлы. Затем, как акушерка, она помогает появляться на свет асам. Одно время она враждует с богами - мужчинами, но ее с ними примиряет богиня Сив. И с тех пор Эйр защищали Тор и Хёд (к последнему она лично благоволила). Будучи богиней исцеления она не могла мстить или иначе участвовать в кровопролитиях. Полагают, что Эйр требует от своих жриц не есть мяса, молока, алкоголя или фруктов, когда они взывают к ней. А перед тем ходить непременно в баню (или сауну) и окуриваться дымками.

Рунический сигель: Его лучше всего делать в виде подвески - лунницы. Тогда Йару (смена времен года, одних циклов другими) будет основой, на которой покачивается как на весах все остальное: Лагуз (течения, направления, потоки, тенденции, предрасположенности, склонности), Уруз (витальная сила) и Беркана (рост и защита взращенного).

Сфера проявления богини в мире: целибат для женщин, терапия (особенно психосоматическая), нетрадиционная медицина.

Способ проявления богини в себе: целительские практики, медитация, изучение свойств камней и трав, уединение.

Способ почтить богиню: визит к психотерапевту, массажисту, гомеопату и пр. Баня или сауна.

Животные: корова.

Дерево: береза.

Предметы: необожженная глиняная чаша, каменная ступка, керамические бусы.

Напиток: родниковая вода.

Еда: никакого мяса, молока, алкоголя, садовых фруктов, овощей или специй. Только каша на воде, дикие ягоды и мед.

Сага

Сага - богиня сидящая в своем подводном замке вместе с Одином. Там они пьют мед из золотых чаш. Очевидным образом, она связана с рассказыванием и запоминанием историй.

Рунический сигель: тут я выбрала удвоенный Ансуз (речь, передача информации, вдохновение). Или Ансуз с Лагуз (течение, поток, тенденции). Нам мало что известно об этой богине и все что есть - неразнообразно. Потому и такой простой знак. Здесь представлен вариант Ансуз с Лагуз.

Сфера проявления богини в мире: устные рассказы и литературное творчество.

Способ проявления богини в себе: рассказанные, услышанные, прочитанные или написанные истории.

Способ почтить богиню: пить вместе с собеседником хмельной мед или десертное вино из золотых (золотого цвета) чаш и рассказывать истории.

Текст: любая устно рассказанная сага.

Идунн

Богиня Идунн - обладательница золотых яблок. Эти яблоки и она сама - символизируют способность к возрождению, обновлению мира. В современной традиции Идунн ассоциируется с возрождением веры в языческих богов.

Яблоки также - символ смерти. Потому яблоки Идунн это жизнь после смерти, посмертное существование, быть может перерождение, а также позитивная связь с иным миром.

Сфера проявления богини в мире: духовные течения, возрождение старых традиций.

Способ проявления богини в себе: интерес и участие в вышеперечисленных общественных течениях.

Способ почтить богиню: обряды в честь богов, ритуалы, разыгрывание мифов.

Еда: вряд ли могут быть какие-то указания, но тут можно сосредоточиться на всем, что можно приготовить из яблок.

Напитки: яблочный сок, кальвадос, настойка на яблочной мяте.

Сив

Сив известна своими длинными золотыми волосами. Полагается, что ее золотые волосы это метафора злаков, а лишение волос - символ жатвы. Зрелые колосья похожи на золотые волосы Сив. А летние молнии - проявление активности супруга Сив - Тора. Волосы Сив - сокровище всех богов, это знак жизненной силы и целостности. Потому Сив, наравне с Фрейей, вечно пытаются похитить великаны. А возможно, именно Сив, из-за своих волос, считалась прекраснейшей.

Сив - так или иначе, была или постоянно могла оказаться жертвой. Локи отрезает ей волосы. Все время пытаются похитить великаны. Ее защищает муж Тор - защитник, но и агрессор. Локи говорит, что был ее любовником - возможно, именно поэтому он отрезал ей волосы (так поступали с неверными женами). Вне вышеупомянутых сельскохозяйственных ассоциаций, Сив - типичный продукт патриархального общества.

Архетип Сив: беззащитная и оберегаемая женщина, жертва и спасенная женщина.

Способ проявления богини в себе: умение и способ найти себе защитника; жизнь с мужем, за которым "как за каменной стеной"; жизнь с мужчиной - защитником и насильником одновременно; переживание потери, утраты, а затем исцеление.

Дерево: рябина.

Растения: весенние цветы.

Предметы: янтарные украшения.

Еда: ячменные лепешки с маслом и медом; ягодный штрудель.

Сунна

Сунна - богиня Солнца. Лучи Солнца также могут принести смерть как благословение (при тяжкой болезни). Она источник света и жизни. В северных широтах Сунна представляется нежной девушкой, в более южных широтах (где тем не менее, чудным образом чтут северные традиции) она видится похожей на великанщу или яркую огненноволосую красавицу.

Животные: два коня; два волка.

Птица - петух.

Растения: все, посвященные Солнцу (подсолнечник, ноготки и др.)

Обряд: поджигание кругов и спускание их с холмов (на Йоль, Остару, и в Середине Лета). Обряд встречи Солнца проводится на рассвете любого дня. То, что видится на рассвете оказывается знаком того, что случится в этот день, особенно если он важный.

Сюн

Богиня Сюн ("отказ"), считается, сторожит двери в палате и закрывает их перед теми, кому входить не дозволено. И к ней также прибегали на тинге для защиты от тех речей, которые хотят опровергнуть. Это богиня - защитница. Атрибуты этой богине нашли уже в современные дни. Обращаются к богине за помощью по защите дома, жилища или в суде.

Рунический сигель: любые защитные заклинания.

Предметы: метла, меч.

Напиток: заваренные кусочки яблок с щепоткой горькой полыни.

Гевьон

Гевьон известна тем, что оттяпала у шведского конунга Гюльви земли, которую смогли кругом опахать ее сыновья в виде быков в течение одного дня и одной ночи. Теперь эта земля зовется Зеландией.

Это богиня незамужних девушек и женщин (вне зависимости от их девственности, как полагают современные авторы). И нынче, полагают язычницы, она помогает девушкам - подросткам и незамужним женщинам преодолевать всяческие трудности и защищать себя от напастей. Она также является видящей.

Современные практики считают, что она воплощает силу женщины как первого источника жизни и пищи. Но к этому определению больше подходит богиня - мать, богиня - кормилица. Также мне трудно соотнести ее девство и незамужнее состояние с неутомимой щедростью котла или рога изобилия, что ей тоже приписывают. Потому образ богини кажется мне слишком туманным и нечетким, чтобы давать тут описания ее проявлений в мире, а также действий, ей угодных.

Напиток: парное коровье молоко.

Фулла

Фулла - девушка с распущенными волосами и золотой повязкой на голове. Она носит ларец и обувь Фригг. Она также знает все секреты Фригг. На континенте остались сведения, что Фулла была сестрой Фригг. О ее высоком статусе говорит то, что в мифе о Бальдре Нанна, жена Бальдра, отсылает подарки как Фригг, так и Фулле.

Считается, что Фулла может быть обладательницей неиссякающего котла или чаши. Но мне это кажется пока недоказанным. Не реконструирован пока еще цельный образ богини Фуллы.

Труд

Труд - дочь Сив и Тора. Ее имя означает "Сила". Иногда оно использует как составная часть в именах валькирий. Ее похитил великан Гунгнир (это известно по стихам скальда Браги Старого), но Тор вызволил. Считается, что те богини, на которых чаще всего покушаются великаны, олицетворяют "женские" жизненные силы вселенной. Труд - дочь прекраснейшей из богинь и сильнейщего из богов, потому сильна и прекрасна. Труд, вместе со своими братьями Моди и Магни, олицетворяют Храбрость и Силу - основные дары Тора людям.

Современные язычники считают Труд самой молодой и очень примечательной асиньей. Она олицетворяет новое, по сравнению с родительским, отношение к Земле. (Фьёргюн - Земле Труд приходится внучкой.) Предполагается, что в период поклонения Земле как таковой человек просто собирал то, что она ему давала (ягоды, орехи, корешки). В период почитания Сив, как Собирательницы Злаков (не зря же ей отрезают золотые волосы) люди умели сеять и собирать хлеб, но не заботились о земле как таковой. Труд представляет более развитую агрокультуру (трехполье, подкормка почвы и др.). Труд также ассоциируется с выпечкой хлеба. Когда Труд не печет хлеб, она самостоятельно очищает поля от камней.

Труд представляется как большая сильная женщина. Ей приписывают рыжие волосы, откинутые назад. Она одета в изношенные, грязные одежды - обычные для занятой работницы. Она похожа на великаншу. Это довольно цельный образ, но атрибутика этой богини практически не разработана.

Напиток: думаю, пиво.

Сигюн

Жена Локи - Сигюн - известна своим самопожертвованием. Она - верная жена неверного супруга, ставшего врагом всех других богов. В этом она так же является зеркальным отражением Фригг, как Локи - отражение Одина. Но она встречается нам только в тот момент, когда Локи уже связали и повесили над ним змею. С тех пор Сигюн держит над Локи чашу, чтоб яд не капал.

Сфера проявления богини в мире: все, что связано с реабилитацией преступников.

Способ проявления богини в себе: носить мужу передачки, нанимать адвокатов, писать прошения и пр.

Ёрд

Богиня Ёрд - мать Тора и дочь богини Ночи и ее мужа Аннара ("Второго"). У нее несколько имен, в том числе и Фьёргюн. Она была первой создана из тела великана Имира. Полагают, что мужской половиной Земли - Ёрд был Эгир - морской великан, и что они оба - Ёрд и Эгир были созданы из обоеполого Имира. Эгир - из крови Имира, а Ёрд из тела. Но это все современные домыслы, слишком простенькие, на мой взгляд. В любом случае Ёрд в наше время почитается как Земля, в русском варианте "Мать Сыра Земля".

Хель

Хель известна германцам с очень давних пор. Это богиня подземного мира. Ее имя близко к значению "укрывательница". Считалось, что ее царство находится на севере. В скандинавской мифологии ее роль довольно двусмысленна: она является чудовищем - дочерью Локи, и вместе с тем самостоятельной правительницей своего мира. Вполне обоснованно предполагают, что ее образ как властительницы подземного царства более архаичен, и восходит к общему германскому прошлому. А дочерью Локи она стала сильно позже, наряду с другими страшными хтоническими существами, и уже на скандинавской почве.

Современные язычники представляют Хель и Смерть как часть вечного цикла жизни и смерти, смерти и перерождения. Представления о Хель в Скандинавии родственны тем, что существуют в славянских странах - о Белой Девке, предвещающей смерти, разруху, войну и несчастья. Это явление смерти в образе высокой женщины в белом.

Скандинавская богиня сурова видом и имеет двойную внешность: иногда она наполовину иссяня-черная, наполовину белая, а иногда наполовину живая, наполовину мертвец. Половины эти соответствуют стороне правой и левой.

Некоторые блаженные язычницы полагают, что Хель выглядит уродливой, когда мы боимся смерти, и будет выглядеть прекрасной, если мы отнесемся к ней, как к возможности нового опыта или как к облегчению от боли и страданий. Для большего эффекта я бы им посоветовала перед смертью надевать розовые очки.

Сфера проявления богини в мире: смерть и похороны.

Обряд почтения богини: похороны, "девять дней", сороковины.

Животные: традиционные проводники в царстве мертвых: собака (волк) и конь (кобыла). А также те, обращаясь в которых она может приносить смерть.

Рунический сигель: я не рискнула сочинять сигель этой богине. Достаточно сказать, что ей посвящен второй атт Старшего Футарка.

Герд

Герд - жена Фрейра из великанш, которая поначалу не хотела даже встречаться с ним. Скирнир, слуга Фрейра пытался подкупить Герд золотыми яблоками Идунн и кольцом Драупнир, а затем грозил ей мечом Фрейра и волшебными заклятьями. В результате Фрейр потерял свой меч. После этого Герд угостила Скирнира чашей с медом и сказала, что примет Фрейра.

Чаще всегоэтот миф представляют как природный. Герд тут - замерзшая в течение зимы Земля и "сияющий" Скирнир это лучи Солнца, растапливающие Землю и готовящие ее к плодородному сезону. Ледяная Герд противопоставляется Плодородной Герд. Вдобавок имя "Герд" связывают со словом "гард" - что означает огороженное пространство, по сути, "используемая земля".

"Поездка Скирнира" является по сути ритуальной драмой. Полагают, что она исполнялась каждый год в пахотное время, отражая сопротивление и уступку земли (Герд) при вспарывании ее плугом (Фрейр). Также выбор, который предоставляет Герд Скирнир заключается в природе земли как таковой. Или она становится плодоносящей женой Фрейра, или же остается пустошью, пригодной для жилья троллей. (Потому Скирнир угрожает Герд, что она станет женой трехголового тролля.)

Ничего не известно о культе Герд как таковом, если он и был. Современные язычники все же полагают, что пренебрежение Герд вызывает неурожаи и стихийные бедствия.

Грид

Грид - родила Одину сына Видара. Он - мститель за Одина при Гибели Богов. Видар силен почти как Тор и на него уповают люди. Грид - великанша, не причисленная к богиням. Может быть потому, что не выходила ни за кого из них замуж. Тем не менее, она помогает богам. В частности - Тору. Ему она дает свой волшебный посох, перчатки и пояс силы. И также предоставляет убежище по дороге к великану Гейррёду. Атрибуты, которые она предоставляет Тору типичны для северных колдуний. (Вспомим варежки из кошачьего меха и колдовской жезл вёльвы Торбьёрг из "Саги об Эрике".) Так Грид оказывается помощницей тем, кто покидает пределы Мидгарда.


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу