Галина Бедненко

Неоязыческий пантеон: боги и атрибутация

Здесь предлагается краткое описание образа бога, каковым он является в современной языческой традиции. О скандинавских богах из источников мы знаем гораздо больше, нежели о богинях. Но для неоязыческой традиции, в которой практикуются различные медитации и иные состояния сознания, способствующие проникновению вглубь образа божества, даже это давно уже перестало быть помехой. Вряд ли имеет смысл повторять о богах то, что было сказано о них в соответствующих мифологических главах. Здесь будет только то, что имеет смысл для обрядовой и медитативной практики. А также неоязыческие прозрения о богах не очень хорошо известных по источникам.

Как и в главе про богинь, тут я постаралась определить сферу деятельности бога, покровительства и проявления этого божества в мире. Отдельно указан (если он существует) способ проявления архетипа бога в себе и/или почитания ее. Безусловно, следует учесть то, что как женщине, мне легче работать с богинями, а не богами. И я могу себе только представить мужскую работу с богами-мужчинами, а вовсе не пережить ее.

Для проведения обрядов дана обычная атрибутика бога: животное, предметы, еда, напитки, текст, а также рунический сигель, если таковые были найдены.

Один

Любимый бог современных неоязычников и неоязыческих колдунов. Обычно забывают о коварной природе этого бога. Вдобавок пытаются ему "поклоняться", как это принято в монотеистических религиях, полагая, что бога можно познать умом или верой в чудо. С Одином так не выйдет. Это божество, природу которого можно великолепно понимать разумом, но совершенно не чувствовать, даже вдрызг упившись (или наоборот, воспринимать этого бога только в таком состоянии). Чудеса этого бога нельзя выпросить мольбой. Тем не менее, некоторым людям удается воспринимать это божество как в отдельных религиозных ритуалах, так и в индивидуальных медитациях или сновидениях.

Один реально не являлся и не может являться "богом - отцом" для своей языческой паствы. Он вызывает безумие и подстраивает несчастья; при этом, в отличие от иудео-христианского бога, не мотивирует это даже минимумом собственного восприятия справедливости.

А вот с атрибутацией Одина все сравнительно несложно. Об этом много думали и писали, вдобавок, остался материал эддических первоисточников. Современные язычники даже успели переработать прозрения своих предшественников эпохи немецкого народничества. Например, романтическая традиция 19 века пришла к мысли, что мухоморы вырастают от пены, капающей с бегущего коня Одина - Слейпнира. Современные практики отрицают огромную значимость мухоморов для культа Одина, а также большую вероятность употребления мухоморов берсерками.

Рунический сигель Одина не может быть одним-единственным, учитывая непредсказуемую и переменчивую природу этого божества. И составлены эти сигели весьма приблизительно, в соответствии с ролями бога, как воина, шамана и скальда. Его роль как трикстера совмещается с характером Локи - потому сигель трикстера будет ниже, в части про Локи.

Это сигель профессионального воина . В центре - Манназ (мужской порядок вещей, социальная роль в патриархальном обществе, некие значимые общественные деяния), вокруг него, считая снизу, Уруз (сила, мощь, энергия, потенциал, возможно ярость и охваченность безумием боя), Райдо (походы, поездки, путешествия), Тюр (установление своего порядка вещей), Вуньо (удача, радость, вероятность победы и ее случайность). Наилучшим образом прочтения этого сигеля будет вначале вертикальный столбец снизу вверх: Уруз - Манназ-Тюр (от наличия силы к социальной роли и наведению порядка) и это показывает личное развитие человека. А затем уже раскрывается горизонтальная линия рун Райдо - Манназ - Вуньо (походы, собственная значимость как участника, удача) - некое пространство, в котором этот воин пребывает.

Вдобавок, в заивисимости от порядка прочтения рун (по часовой стрелке, но в заивисимости от начальной руны) воин получается от "могучего", до "сопливого и неудачливого".

Это сигель шамана (не колдуна). Альгиз прямой и перевернутый представляет тут Мировое Дерево, с ветвями и корнями, по которому путешествует шаман. Прямой и перевернутый Эваз ассоциируется с ритмом шаманского бубна, вдобавок с топотом копыт коня Одина - Слейпнира (в шаманских традициях бубен часто называется "коньком"). Это сигель Одина, висящего на ясене, который называется Конь Игга. В центре сигеля можно видеть руну Нортумбрийского ряда, которую интерпретаторы связывают с ритуальным или священным огнем (впрочем, от огня Муспелльхейма до огня домашнего очага, что конечно же, глупость).

Это два варианта сигеля скальда. В первом случае Эйваз (острая, критическая ситуация, необходимость), Эваз (правильный ритм, искусство стихосложения и наитие) и Ансуз (говорение, передача стиха). Это сигель скальда, спонтанно произносящего свой стих (что на ум пришло) или же подготовившего его для какой-то специальной ситуации. Второй сигель - Ансуз ("дыхание бога", слова сами говорятся устами скальда), Эваз (стихи искусно и правильно сложенные) и Перт (становятся неожиданностью и производят глубокое впечатление).

Сфера проявления бога в мире: военные конфликты, политические интриги, любые разборки в борьбе за власть.

Способ проявления в себе: поэтическая импровизация, мужское колдовство, участие в не-оборонительной войне, шаманский опыт, особого рода путешествия.

Камень: метеорит, лазурит.

Дерево: ясень и тис.

Растения: боярышник, мандрагора.

Оружие: копье.

Животное: конь, волк, змея (у Вотана).

Птица: ворон.

Еда: конина.

Напиток: любой самодельный фруктовый алкогольный напиток; медовуха. Напиться следует сильно. Отечественные язычники склонны в честь Одина пить водку.

Текст: "Речи Высокого", "Речи Гримнира".

Тор

Тор - любимейший бог современных язычников "бойцовского" типа. Любимчики Тора - это, что называется, "нормальные мужики" (прямолинейные, душевные, мастеровитые, не дураки выпить, иногда с хитринкой, иногда прижимистые, любящие женщин пылко и по-простому).

Решения, предлагаемые Тором - просты и эффективны. Его требования четки и прямолинейны. Это не тот бог, с которым можно поторговаться. Зато ему можно сказать прямо, какую от него помощь ты хочешь получить (да, помочь "откосить" от армии он вряд ли захочет). Мудрость Тора - это здравый смысл. Его худшие (в наше время) решения - это устранение проблем насильственным путем. Также Тор может быть крайне недоверчив и подозрителен, к тем, кого воспринимает как "чужаков". И помогать, стало быть, таковым не станет. И помощь Тора, обычно, это не дары свыше и не подарки, а укрепление намерения, например. Хотя иногда и защита "свыше".

В наше время службу Тора по охране "своей" земли воспринимают как символ борьбы экологических течений против уничтожения матери - Природы. (Вспомним, что матерью Тора была Ёрд - Земля.) В этом также видится противостояние современного язычества христианству, идеология которого ("человек - любимец Бога и хозяин на Земле") привела и приводит к ужасающим последствиям. Потому "Красный Тор" вновь начинает бороться с "Белым Христом".

Рунические сигели Тора:

Это два почти равнозначных сигеля, символизирующих Тора - защитника своих людей, и всего, что живет и находится на своей Земле. В первом случае, наиболее цельном варианте двойная руна Тюра (установление своего порядка, намерение, достижение цели) с двух сторон "охраняет" руну Отила (своя земля, род). Во втором варианте дается некоторая свобода действий, случайностей и обстоятельств, символизируемая руной Вуньо.

Это символ Тора - бойца и путешественника, воина. Для того, чтобы установить свой порядок и добиться своих целей (руна Тюра), у человека есть силы (руна Уруз) и он отправляется в путь (руна Райдо). Райдо можно трактовать и как видение человеком своего пути в этом мире и следование им.

Сфера проявления в мире: военная (особенно пограничная) служба; бойцовые виды спорта; рыбалка; культуризм; некоторые экологические движения (охрана земли, нежели животных на ней).

Способ проявления в себе: отбывание воинской повинности, пограничная служба, военная служба везде, где есть "свои и чужие"; защита "своих" и "слабых" (детей и подростков, женщин), забота о престарелых и младших родственниках; набирание веса и приличествующей большому мужчине тучности; занятия рыбалкой; наращивание мышц; участие в экологических движениях.

Символ: свастика (с лучами посолонь), "молот Тора".

Дерево: дуб, рябина.

Растение: молодило или "борода Тора" (Sempervivum).

Оружие: молот (топор).

Животное: козел; возможно, медведь.

Птица: возможно, орел.

Еда: "селедка с овсянкой"; еда простая и сытная.

Напиток: пиво, особенно крепкий портер (стаут).

Текст: "Песнь о Хюмире".

Ингви - Фрейр

Ингви - Фрейр, к сожалению, не самый почитаемый бог в современном неоязычестве. К его компетенции относят обычно плодовитость и плодородие (что чаще всего для современного язычника неактуально), мир (тут почитание Фрейра немногочисленными общинами в рамках страны оказывается незаметно-бессмысленным), благосостояние и секс (тут люди привыкли уже надеяться на себя), битвы и смерть (тут вспоминают других богов, если и вспоминают вообще).

На самом деле почитание Фрейра может дать наибольший результат в рамках индивидуального роста и самосовершенствования. Фрейр учит ценить то, что порицалось в течение множества последних веков: умение ценить телесные удовольствия (без угарного разврата или чувства вины), ощущать спокойствие и комфорт в существующем земном мире (а не ожидать его на небесах), радоваться тому, что есть и уметь получать желаемое не насильственным, но и не жертвенным путем. Тут способы Фрейра оказываются некой альтернативой методам Тора, Одина или Тюра.

Ко всему прочему, Фрейр был богом магии сейд, наравне со своей сестрой Фрейей. Потому его можно считать покровителем некоторых современных шаманов и практиков так называемой сексуальной магии. Это бог религиозного и магического экстаза. Во время обрядов, ему посвященных, человеком могут овладевать духи. Общение с умершими предками тоже можно отнести к его ведению.

В наши дни Фрейр становится покровителем лесов и живности, их населяющей. Потому это также божество, любящее экологов. Фрейр дает понимание живой природы, ощущение себя единым с ней, частью всего живого мира. Тор защищает Землю как свое место, имущество, родину и мать. Фрейр бережет ее как супругу. Не зря, Ёрд - олицетворение Земли - мать Тора, а Герд (тоже олицетворение Земли) - невеста и супруга Фрейра.

Рунический сигель Фрейра: Наиболее гармоничным представляется вариант прямой и перевернутой руны Фе. Вообще, с течением времени вкусы, в том числе и всоставлении сигелей, меняются и теперь я стремлюсь к некоторой лаконичности и минимализму. Итак, прямой Фе - это обычные функции земного Фрейра - бога жизни, плодородия, любви ихорошей погоды. Перевернутый Фе символизирует функцию Фрейра ка кбога подземного мира и мертвых. Именно этому Фрейру приносятся жертвоприношения в виде корабликов, перевозящих покойных в другой мир.

Сфера проявления в мире: мир и спокойствие в обществе; удовольствия и праздники; любовные отношения, шаманские практики; ощущаемая связь с предками; разведение домашних животных, приручение диких; экологические движения.

Способ проявления в себе: мерное течение жизни; удовольствия и праздники; любови и влюбленности; шаманские практики; составление генограмм своего рода; разведение домашних животных, приручение диких; широкое участие в экогологических движениях.

Дерево: плодовые деревья и ягодные кустарники мужского рода (на русском языке это орешник, можжевельник и крыжовник).

Оружие: меч (утерян).

Животное: кабан, конь, олень; бык (как жертва).

Еда: свинина.

Напиток: ягодные безалкогольные напитки, в некоторых случаях - кумыс (кобылье молоко, все-таки), виноградное или сливовое вино, кальвадос.

Текст: "Поездка Скирнира".

Тюр

Тюр - не самый почитаемый бог в наше время. Он не подкупает вдохновением или экстазом как Один или Фрейр, не "прост душой и крепок характером" как Тор. Тюр - бог правил и неуклонного их исполнения. За проступок или провинность он жестко карает, в том числе и сам себя (он нарушил клятву не причинять вреда Фенриру в числе прочих асов и потому поплатился рукой).

Однако в тех же вопросах договоров, контрактов, обещаний, клятв или правил он может быть помощником. Он помогает сдержать обещание, добиваться возмещения за нарушение соглашений или же получить возможность искупить свою вину перед тем, кому был должен, но обещаний не сдержал.

Для почитания бога Тюра необходим четкий и последовательный ритуал, лучше одиночный. Он может быть аскетичным по исполнению и атрибутам. Но тут как нигде больше требуется внутренняя выдержка, стойкость и намерение пожертвовать чем-то ценным в своей жизни, для того, чтобы смочь вызвать этот архетип в себе. Вызвать влияние Тюра вовне, не призывая его внутрь себя, довольно сложно и скорее ассоциируется с обращением в правоохранительные органы.

Тюра и его почитателей характеризуют представления о высшем (не здравом - как у Тора) смысле, интеллектуализация чувств, приоритет разума перед эмоциями, переживаваниями, наитиями, некоторая фундаментальность представлений о мире. Тюру чужд экстатический опыт, однако почувствовать архетип Тюра в себе можно, тем не менее, только ощущая, а не обдумывая.

Рунический сигель Тюра: Этот сигель ощущается несколько незаконченным. Вероятно, можно придумать и более цельный символ. Однако, именно скандинавский Тюр кажется фигурой не вполне однозначной - как уже говорилось, это бог суда и права, но лишенный собственной правой руки. Итак здесь весь сигель строится на двух рунах Тюра, большой и маленькой (намерение, достижение намеченной цели). Двойной Тюр предполагает наибольшую собственную отдачу ради достижения лишь мыслимой цели. Большой Тюр перекрещивает черта - это руна Науд (нужна, необходимость, даже жертва). Это символизирует то, что бог Тюр руководствуется "высокими идеями" или "принципами высшего порядка", намечая то, что должно быть сделано. Руководствуясь ими, он засовывает свою руку в пасть Фенриру, зная, чтот тот ее непременно откусит. Малый Тюр совмещен с руной Вуньо (удача, победа), что символизирует мимолетную удачу и славу Тюра в тех или иных делах.

Сфера проявления в мире: суд; наведение порядка организационным путем; рационализация действий; объяснение насилия неким высшим смыслом; жертва собой ради некоей идеи.

Способ проявления в себе: приведение всего в порядок; руководствование высшим смыслом; жертвование чем-то ценным в своей жизни ради некоей идеи или при спасении кого-либо.

Оружие: меч(?).

Животное: служебная собака, белый конь.

Еда: маринованный лук и чеснок; солонина, копченая и вяленая рыба; сухари.

Напиток: чистая вода.

Хеймдалль

В современной традиции считается, что Хеймдалль - помощник на академическом поприще. Так как здесь больше требуется ученость и знание, а не вдохновенность и импровизации, который мог бы давать Один. Все же Хеймдалля считают суровым к своим почитателям божеством. В отличие от Тора и Одина Хеймдалль не прощает оплошностей, нарушения этических и моральных стандартов, которые у него достаточно высоки. Также считается, что Хеймдалль не склонен приходить на помощь отчаянно нуждающимся, а чаще помогает тем, кто сам способен о себе позаботиться. Говорят, что у этого бога совершенно нет чувства юмора. А если бывает, то странное. Именно он посоветовал нарядить Тора в платье невесты и выдать замуж за великана вместо Фрейи.

Рунический сигель: Хеймдалль неразрывно связан с Мировым деревом - Иггдрасилем. Он - страж его. Потому руна Альгиз (ассоциирующаяся с мировым деревом) символизирует здесь его корни и ветки, прошлое и будущее и самого стража мира.

Сфера проявления бога в мире: существование этого мира.

Способ почтить бога: знать свою родословную, участвовать в устоявшихся групповых обрядах в рамках сложившейся общины. Регулярное отмечание сезонных праздников.

Животное: тюлень, возможно, баран.

Предмет: труба, охотничий рог.

Растение: ангелика (дудник).

Дерево: ясень, тис.

Текст: "Песнь о Риге".

Бальдр

Для современных язычников Бальдр - символ надежды и обновления мира. Также считается, что это не тот бог, к которому можно обратиться за помощью. Он сидит в Хель и ничем помочь не может. Его сравнивают с Зигфридом из "Кольца Нибелунгов", также безвременно ушедшим. Его полагают помнить, любить и чтить как нечто светлое, что есть в мире и в каждом их нас. Ему посвящают четыре сезонных солнечных праздника (солнцестояния и равноденствия). В современном феминистском видении мира, Бальдр - это вечно юная, светлая часть души человечества, которая возродится после крушения патриархального порядка.

Рунический сигель Бальдра: Бальдр нам известен только своей смертью. Потому здесь перевернутая руна Альгиз. Она символизирует значение именно смерти Бальдра, его существования в Хель. Руна Йару подчеркивает возможный смысл смерти Бальдра в смене сезонов года с одной стороны, и неминуемую смену мировых циклов, когда придет Великая Зима и Гибель Богов, после чего мир опять возродится вместе с живым Бальдром - с другой.

"Пространный" сигель Бальдра: Поскольку оказывается не столько значим бальдр как фигура в скандинавской мифологии, сколько то, что с ним произошло и как это отразится на судьбе мира, то имеет смысл делать сигель для всей истории Бальдра. Слева Перт означает страшные сны, снящиеся Бальдру и означающие некую тайну. После этого Фригг идет заклинать все вещи на свете не вредить Бальдру - это Беркана, а Один едет в Хель, в том числе и по мосту через реку Гьёлль - это Эйваз. Дальше идут Хагалаз и Иса - это убийство Бальдра и его похороны. Дальше в подземный мир Хель отправляется Хермод - руна Райдо, где получает условие богини Хель, чтобы вес плакали по Бальдру и тогда она его отпустит. Но все бесполезно. Великанша Тёкк отказывается плакать по Бальдру - это зеркальная руна Фе. И после этого всем остается только ждать предначертанной судьбы, Гибели Богов и возрождения другого мира - руна Йару.

Растение: поповник (нивяник обыкновенный) и белые цветы того же семейства. Эти цветы называют "ресница Бальдра". Ромашку тоже иногда так называют.

Дерево и растения: липа (защита его матерью - Фригг), омела белая (неизбежная смерть), и растение, посвященное нахождению в подземном царстве и возрождению Бальдра.

Текст: "Сны Бальдра".

Музыка: "Похоронный марш Зигфрида" из оперы "Сумерки богов" (Gotterdammerung) цикла "Кольцо Нибелунгов".

Локи

В начале возрождения язычества (т. н. "Старой Веры") в 19 веке Локи воспринимался почти как "Сатана Севера". Его не считали даже богом. Как бы то ни было, хотя Локи считался асом, о его культе в древние времена ничего неизвестно (и вряд ли он существовал). А в пост-христианские времена его по привычке стали считать аналогом Сатаны илиДьявола в роли разрушителя. Конечно же, находились и находятся люди, видящие в Локи такого романтического злодея, которого хочется защитить и пожалеть. Видят в нем и героического злодея, декларируя свой "особый" способ существования в мире и полагаясь обычно на рациональный цинизм. Все же в наше время архетип Локи уже находит себе соответствующую нишу Трикстера, которую иногда делит пополам с Одином.

Локи - неважный боец, но хороший любовник (впрочем, по своим собственным словам), к тому же хитрец, обманщик и изобретатель. Он способен выпутываться из любых ситуаций и может научить этому человека. Так или иначе, по характеру он схож со средневековым описанием дьявола-искусителя, Мефистофеля и тому подобных персонажей. Локи - трикстер является тем образом, который многие люди легко находят в себе самих. Задачей для них становится "договориться" с трикстером в своей душе о тех или иных способах поведения или реакциях.

Для того, чтобы "обиженный Локи" не устраивал на сборищах перебранок и раздоров, язычники отдают должное Локи среди других богов. (Известная "Перебранка Локи" чем-то похожа на историю греческой богини раздоров, которую не пригласили на свадьбу, в результате чего "яблоко раздора" все же было подброшено и совершилось черное дело.) Вред, который может принести Локи - это обычно тот же рациональный цинизм, чрезмерная интеллектуализация, однозначный приоритет воли и разума над чувствами и ощущениями, обманы и воровство, состояние постоянного мятежа против чего бы то ни было (обычно против "отцов" - родительской культуры и религии), беспорядочные половые связи, или просто неспособность остановиться на одном партнере (вариант, когда у мужчины две женщины, одна из которых играет для него роль "мамочки" мы тут не учитываем).

К пользе, приносимой архетипом Локи, можно отнести чувство юмора, способность посмеяться над собой, свободомыслие, находчивость, ловкость, дар искусной речи, игривость, способность дружить с женщинами; если этот архетип есть в женщине, то она легко и по-приятельски дружит с мужчинами . Мужчины, обладающие внутри себя архетипом Локи, или способные вызывать его в себе, могут как никто другой поладить с холодными, целеустремленными женщинами (типа Скади), шокировав и развеселив их. Это история Скади и Локи (или например, главная сюжетная линия фильма "Служебный роман" ).

Рунический сигель Локи: Обратная (зеркальная) Перт означает подавление собственной интуиции или же наоборот, "открытую дверь" в бессознательное и отсутствие связи с реальностью. Хагалаз - склонность к разрушению, связанная непосредственно с предыдущим конфликтом между внутренним, бессознательным миром и внешним, осознанным. Райдо - путь Локи, его поездки и походы, путешествия, тяга к странствиям, вечным поискам.

Сфера проявления в мире: самые различные сферы.

Способ проявления в себе: трикстерство любого рода.

Оружие: сеть (если она считается оружием).

Животное: любое и любого пола.

Еда: натуральная и экзотическая для Севера (суши, например).

Напиток: алкогольные коктейли.

Текст: "Перебранка Локи".

Улль

Улль - не совсем ясная фигура среди асов. О нем неизвестно никаких историй, кроме того, что он - бог-охотник и лыжник. Он - сын богини Сив и пасынок Тора. Его призывали на помощь в парных поединках. Судя по упоминаниям, он занимал значительное место в северном пантеоне, но нам теперь мало что об этом известно.

Его можно считать двойником, мужским эквивалентом или братом богини Скади. Возможно, у него есть и другие важные качества. Об Улле говорит разве что Саксон Грамматик: Улль возглавлял асов во время изгнания Водана (Водана изгнали на какое-то время за то, что он изнасиловал Ринд, пытаясь зачать себе мстителя). После возвращения Водана, Улль отправился за море на косточке, движимой заклинаниями. Кеннинг "корабль Улля" символизирует щит, так что возможно, Улль плавал по морю на щите.

Улль иногда идет в паре с Фрейром, Ньёрдом или Фрейей. Тут возможно, он выступает как Владыка Зимы в противоположность Владыкам Лета. Временами он сопоставляется с Одином. Но Улль в каком-то смысле противоположенВладыке Безумия. Улль - бог крайне целеустремленный и сосредоточенный. Примечательно то, что Улль ездит на разных и любях конях, а Один - только на восьминогом Слейпнире. Это ассоциируется с тем, что Улль - сам себе хозяин ("сам себе голова"), а Один - в каком-то смысле ведом своим шаманским духом. Потому Улля воспринимают теперь как одну из ипостасей "небесного бога" - цельного, рационального и принципиального. Тем не менее, известно, что Улль больше связан с ванами, нежели с асами.

Рунический сигель: Основная руна здесь Эваз (правильный ритм, движение), что ассоциируется и с ходьбой на лыжах и с конями, на которых Улль ездил. Руна Сигель слева связана с функцией Улля как бога славы. Райдо - походы и путешествия, в которых в основном пребывал Улль.

Сфера проявления в мире: рациональные приоритеты; сферы власти; долгосрочные планы; понятия чести и идейные принципы; парные поединки; лыжный спорт и стрельба.

Способ проявления в себе: достижение поставленных целей; слава и успех; участие в парных поединках; лыжные гонки и стрельба.

Дерево и растения: тис; вечнозеленые растения с ягодами (можжевельник).

Оружие: лук и стрелы.

Животное: волк.

Птица: горные и хищные птицы.

Цвета: темно-зеленый, ярко красный.

Браги

Считается, что бог поэзии, ас Браги - муж богини Идунн - не кто иной, как исторический скальд Браги, причисленный к роду асов. Однако, "причисление к лику святых" несвойственно исконной языческой культуре (в отличие от теперешней - "пост-христианской"). Безусловно, могло быть совпадение имени, тем более что в Младшей Эдде о нем говорится: "Он славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей". Слово Браги, похоже, исходит от bragr - "брага", или "первейший". Скальд Браги Старый Боддасон - самый старый из известных традиции скальдов и его имя могло перекликаться с именем бога поэзии. Браги - это поэтическое мастерство, ремесло и искусство. Один - это поэтическое вдохновение. Скальды восхваляли Одина за ценный подарок, но почитали и Браги.

Тем не менее Браги можно почитать сейчас как бога поэтического ремесла, даже в большей степени, чем Одина, так как скальдическая речь из уст любого не-исландца оказывается довольно искусственной (стихи на русском языке гораздо более громоздки, нежели их исландские аналоги) и следовательно "ремесленной", а не вдохновенной.

Рунический сигель: тот же, что и Одина - скальда.

Сфера проявления в мире: скальдическая поэзия; восхваления кого-либо в стихах.

Способ проявления в себе: поэтические занятия и декламация.

Способ почтить бога: клятвы обетной чаши.

Форсети

Форсети - это сын Бальдра и Нанны, бог справедливого суда. Это божество не столько судилищ, сколько способов регулирования общественного поведения правовым путем. Соответственно он покровительствует людям на современном тинге (альтинге) и подобных сборищах.

Рунический сигель Форсети: двойной Манназ (социальное устройство) и Отила (род, семья, земля, нследство). Двойной Манназ символизирует обычное социальное устройство и обычаи, а также суд и право, регулирующие "сверху" порядки в обществе. Двойной Манназ дает в вязи двойной же Ансуз - прямой и зеркальный - это речь, договор, соглашение, известия, сказанные и не сказанные. Можно углядеть в двойном Манназ и двойную Фе - это, конечно же, прибыли и убытки, происходящие от судов и законов в спорных случаях. Отила под двойным Манназом означает основу древнескандинавского общества - род, семью со всеми рабами и домочадцами, сидящих на своей наследственной земле.

Сфера проявления в мире: суды, референдумы, выборы; семейные советы; съезды партий и общественных движений.

Способ проявления в себе: только участие в вышеперечисленных сборищах.

Птица: сокол.

Цвета: считается, что алый и золото. Возможно, синий (индиго).

Металлы: драгоценные.

Оружие: топор (орудие наказания).

Вёлунд

Вёлунд - единственный, кроме Браги, бог-творец скандинавского пантеона. Потому только к нему могут обращаться творцы и ремесленники. Он чуток ко всякому вдохновению и помогает превращать простой природный материал в произведения искусства. Он, однако, не может помочь в общении и взаимодействии с людьми.

Рунический сигель: к сожалению в Старшем Футарке нет ни одной руны, которая могла бы стать основой для сигеля Вёлунда - творца и ремесленника.

Сфера проявления в мире: искусство, ремесло, творчество (кроме устного).

Способ проявления в себе: занятия всем перечисленным.

Камень: все, ценные.

Металл: все, пригодные.

Оружие: любое заколдованное.

Текст: "Песнь о Вёлунде".


Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.

Copyright 2002

Вернуться в "Нордику" | Вернуться на главную страницу